Село Нагуевичи Дрогобычского района Львовской области, где 27 августа 1856 года родился Иван Франко, тянется на семь километров. Пополам его разделяет новая асфальтированная дорога, вокруг много лесов, при въезде — немаленькое озеро.
Возле него к выходным, когда будут праздновать 150-летие со дня рождения Каменяра, должны смастерить большую сцену. Кто из артистов будет выступать, крестьяне пока еще не знают. Все ждут главного гостя — президента Виктора Ющенко.
— Если бы не годовщина, никто бы так не старался. Только здесь, на долине, все чистят, убирают, а там... — раздетый по пояс парень показывает на холм села. — Я крыши перекрываю. Сам из Борислава. Вы по домам пройдитесь, увидите, как люди живут.
В Нагуевичах кипит работа: хозяева красят заборы, окна, заметают во дворах, сапают огороды. Уже больше месяца рабочие районной биржи хозяйничают возле музея и усадьбы писателя. В музее только что закончился ремонт: сделали подвесные потолки, новое освещение, побелили стены. Стеллажи сейчас пустые, посетителей не пускают. В холле две женщины моют деревянные панели.
— К пятнице должны все закончить, — рассказывает одна из них. Назвалась Галиной. Говорит, уже много лет работает уборщицей. — Нелегко нам живется. Мне больше 300 гривен никто не заплатит, а семью нужно кормить. Хорошо, что муж работает на стройке. До того на заработки в Чехию ездили. У нас здесь все по заработкам скитаются: Италия, Россия. В селе работы нет. Ездят в Трускавец, Дрогобыч или в Борислав. Это не далеко, полчаса на маршрутке. Другие возят на базар овощи продавать, малину, грибы из леса. Нас природа одарила. О, а это наш Фарбованный Лис пришел, — выкрикивает женщина, показывая на черного кота. С одной стороны он в зеленой краске.
За музеем к юбилею построили небольшую гостиницу. Сколько будет стоить номер, еще неизвестно. Перед зданием высадили аллейку, бархатцами выложили цифру 150. Возле цветов несколько женщин в платках.
— Сколько нас здесь? Такое спрашиваете. Знаю, что много. Одни до обеда работают, другие — после, — объясняет белокурая женщина в резиновых перчатках. — Теперь село немного поднялось. Каждые 100 метров магазины стоят, баров настроили. Есть школа на 11 классов, две церкви, клуб, аптека. И дома заодно подорожали. Новый, кирпичный, дешевле 50 тысяч долларов не найдешь. А за старый, деревянный, как там стоит, — показывает на низкую, покрытую бляхой, хату — десять тысяч хотят. Жаль только, что газа нет.
Поджигателя осудили на четыре года, но выпустили досрочно
Крестьяне шутят, что ждут газа еще со времен Франка. В прошлом году местная власть обещала завершить газификацию к юбилею. Но не успели. Руководители районной госадминистрации объясняют это так:
— А мы не говорили, что через год газ будет в каждом жилище. К выходным в селе будет магистральная труба. А дальше? Это уже проблемы сельского председателя и общества. Пусть собираются, сдают деньги и тянут трубы по домам.
86-летняя Анастасия Гром дождаться газа в доме не надеется. Она — потомок семьи Франка в Нагуевичах, внука Захария, родного брата писателя. Живет сама в небольшой хате недалеко от исторической усадьбы. Двор просторен, сбоку конюшня, сзади огород. Во дворе хозяйничает 35-летняя внучка Анастасии Руслана Евтушенко. Приехала в гости из Чернигова. Выставляет на лестницу табурет и сажает бабу Настю. Та на разговор не соглашается:
— Но я уже такая старая, а Бог никак не хочет забрать к себе. Видно, грешная была, — сетует.
Спрашиваю, имеет ли какие-то документы, которые бы удостоверяли ее причастность к роду Франка.
— Но какие документы. Зачем они мне? Имею только паспорт. Вот живу себе сама — муж умер, деть разъехались. Имею двух дочек и сына Ивана. Был бы хороший парень, если бы водки не пил. Пенсия — мизерная. Что есть? Пару буханок хлеба куплю, масла, заплачу за свет, да и по деньгам. Пусть бы президент в воскресенье пришел ко мне, все бы и увидел.
Об Иване Франко бабушка знает мало. Говорит, ее покойная мать могла бы много рассказать, потому что помнила дядю, а детям ничего интересного никто не рассказывал.
— Это для вас что-то такое большое, а мне что до того? Жду, пока дочь приедет, картошку поможет выкопать, в доме уберет. Интересуется кто-то из семьи литературой? Так нет.
В целом о жизни и творчестве Ивана Франко в Нагуевичах крестьяне расскажут немного. Из десяти опрошенных только четверо назвали точные даты рождения и смерти Каменяра. Люди знают, что у него было три любви, много детей, учился в Ясенице, соседнем селе, и был не очень симпатичен. А еще все в один голос рассказывают о "глупом", который пять лет назад средь бела дня поджег усадьбу Франко. Тогда сгорела соломенная крыша, остальное люди успели спасти. Поджигателя осудили на четыре года, но выпустили досрочно.
— Он какой-то ненормальный, вон там живет с мамой, — баба Настя показывает на хату за своим домом. — Бирюковатый, едва говорит. Хотел, чтобы его на работу в музей взяли. Отказали. То недавно сказал заведующей, что отомстит. Сначала ее сожжет, а затем — все село.
В Нагуевичи проведут газ
городокс
ко
е
ООО "Эльпласт-плюс". Голубое топливо получат и местные школы.
Из государственного бюджета выделены также 2 млн. 200 тыс.
грн на строительство дороги в Нагуевичах. Об этом "
ГПУ" сообщил глава Львовской облгосадминистрации Петр Олийнык.
Комментарии
1