На кладбищах Тернополя на могилах, где похоронен один человек, устанавливают памятники на двоих или даже троих покойников. Таким образом родственники умерших еще при жизни пытаются забронировать для себя место на кладбище.
— Дед умер в 1999 году, — говорит Ирина Белякова, 31 год. — Возле его могилы мы сразу заняли три места. Через четыре года умерла бабушка, похоронили ее возле дедушки. А когда свободных мест на кладбище стало не хватать, отошел в вечность папа. Хорошо, что у нас оставался "забронированный" участок. Иначе хоронили бы его далеко от центрального входа, отдельно от родственников. А у нас заведено, чтобы умершие родственники лежали рядом.
Свободных мест на городском кладбище, заложенном 20 лет тому назад близ села Подгородного, почти не осталось. Две трети участков зарезервированы живыми. Кому негде похоронить родственника, — везет на сельское кладбище на малую родину.
Такая же ситуация и на старом тернопольском кладбище, Микулинецком.
— Одиночные захоронения здесь осуществляют лишь с разрешения исполкома горсовета, — говорит Зиновий Йордан, 58 лет, заместитель начальника городского департамента жилищно-коммунального хозяйства. — На Микулинецком кладбище хоронят известных людей. Недавно здесь обрел покой художественный руководитель Тернопольского драмтеатра Михаил Форгель, в прошлом году — народный артист Украины Мирослав Коцюлым.
Микулинецкое кладбище планируют расширить. На отдельном земельном участке разместят семейные склепы. Склепы за 9,5–15 тыс. грн уже заказали 158 горожан. Люди не просят перехоронить в новые склепы умерших ранее членов семьи.
Две трети участков зарезервированы живыми
— Впрочем, если будут пожелания, то и такие услуги будут предоставлять, — говорит Зиновий Йордан. — Нужна лишь справка из санэпидемстанции и согласованность с горисполкомом. Склепы будут строить лишь те фирмы, у которых будет лицензия.
Городские власти ищут свободные участки для нового городского кладбища. Присматриваются к земле поблизости от львовской трассы и в микрорайоне Кутковцы. Между тем на кладбище в Подгородном демонтируют ограждение и валят деревья, высвобождая территорию под новые могилы. С сельсоветом договариваются о выделении под кладбище дополнительного земельного участка.
— Раньше городское кладбище планировали обустроить в селе Драгановка, в шести километрах от Тернополя, — вспоминает Зиновий Йордан. — Но местный сельсовет отказал.
Нехватка места на кладбищах вынуждает строить крематории. О таких намерениях уже заявили львовские и ровенские чиновники. В столице же крематорий действует уже несколько десятков лет. В Тернополе же не готовы даже обсуждать этот вопрос.
— На Западной Украине существует традиция хоронить покойников без кремации, — говорит Зиновий Йордан. — Постройка крематория обойдется в немалые деньги, а его услугами пользоваться не захотят.
" ГПУ" попросила прокомментировать ситуацию председателя городского совета Тернополя Романа Заставного, 34 года:
— Обустройство нового кладбища оказалось сложным делом. У нас были переговоры с ближайшими к Тернополю селами, чтобы они выделили нам территорию, а мы им, соответственно, дали какую-то компенсацию. Пока еще согласие не достигнуто. Я бы сказал, вопрос стоит остро, но не критически. Эту проблему нужно решить так, чтобы не возвращаться к ней через год-два, а хотя бы через десять -двадцать.
Собирают 40 тысяч гривен
Ежегодно на обустройство кладбищ Тернополя горожане жертвуют по гривне. Собирается около 40 тыс. Денег хватает на частичное обустройство кладбищ, снесение аварийных деревьев, упорядочение могил жертв сталинских репрессий, сечевых стрелков.
На содержание кладбищ городской совет ежегодно выделяет около 200 тыс. грн — на уборку территории, вывоз мусора, зарплату работникам.
— Этих средств на все не хватает, — говорит Зиновий Йордан. — Тернополяне жалуются, что старые деревья разрушают памятники.
Место под обычное захоронение на кладбищах Тернополя горожане получают бесплатно. Платны лишь ритуальные услуги: выкопать могилу вручную — 118 грн, с помощью техники — 92,3 грн, предоставление катафалка — 97 грн.
Комментарии