В обеденную пору в понедельник, 17 января, на парковке около универмага "Магнус" все места заняты. 37-летний Виктор Савчук спешит к своей "Ладе Калине".
— Так, а плата за парковку? — подбегает к нему парковщик в серой куртке.
— Я только что подъехал. Туда и назад, — оправдывается мужчина.
— Какое только что? Ану иди сюда, — ведет его к заднему стеклу. На пыльном окне выведено пальцем "12.45". — У меня все машины фиксируются. Ты здесь два часа простоял. Плати шесть гривен.
Мужчина что-то бормочет под нос, но достает деньги.
— Припарковаться в центре нереально, — упрекает. — Можно час кругами ездить, пока найдешь свободное место. Я бы платил за парковку, если бы знал, что с машиной здесь все будет в порядке. А они же даже не смотрят, кто к ней подходит. Однажды прихожу за машиной, а на дверце кто-то выцарапал камнем слово некультурное. Я к парковщику, а он: "Я только деньги за место собираю". Не прицепишься. Остановишься в неразрешенном месте — сразу гаишники бегут. Если бы не центр города, дал бы в руки 50 гривен. Но здесь никак, он же сразу: "Вот я деньги возьму, а в это время рядом мой начальник будет ехать". Хорошо, хоть эвакуаторы отменили. Это вообще был ужас — идешь к машине и не знаешь, на месте ли она.
26-летний Орест Ткач паркует серую "мазду".
— Только хот-дог куплю и назад, — машет рукой работнику стоянки.
— Знаю ваше туда и назад, — отмахивается тот. — Давайте три гривни и гуляйте хоть час.
Водитель платить деньги, уходит. Парковщик на стекле выводит 13.10. Через 10 мин. Орест возвращается с хот-догом.
— Парковка во Львове — это серьезная проблема, — говорит. — Я восемь лет вожу автомобиль, так уже знаю, где в какие улочки можно въехать, где машину оставить. А если кто-то иногородний приезжает — можно разве что посочувствовать. Однажды у меня был экзамен на экономическом факультете университета Франко — учился в Институте последипломного образования. Пока сдавал экзамен, забыл, где припарковался. Хорошо, что центр у нас не очень большой. Оказалось, машина стояла около клуба "Фешн" — в 100 метрах от факультета, — вспоминает, смеясь. — Во Львове в ближайшие годы проблему с парковкой не решишь. Спасет разве что огромная стоянка, которую можно было бы поставить на месте рынка Добробут. Этажей на семь вверх и вглубь. Там могли бы оставлять машины все, кто едут в центр. А центральную часть города сделать пешеходной.
Во Львове есть 3851 паркоместо. Из них 769 — в центральном Галицком районе. Этого не хватает даже для трети машин. Час парковки в городе стоит 3 грн.
— Потенциально во Львове можно припарковать около 5600 машин. Плюс минус несколько сотен, — рассказывает Андрей Швайка из управления транспорта городского совета. — Хотим постепенно увеличивать количество паркомест. Например, боковые проезды на Сихове. Днем их можно использовать для движения, а ночью как место стоянки. При поддержке Европейского банка реконструкции и развития немецкая фирма "Луис Бергер" заодно проводит программу "Усовершенствование регуляторной среды для городской транспортной системы". Она включает в себе и разрабатывание карты парковки. Хотим ввести три зоны, стоимость парковки в которых будет отличаться. В первую войдет охранительная зона ЮНЕСКО, во вторую — остальная центральная часть города, к третьей другие районы. О ценах пока говорить рано. Считаю, они должны быть не выше 10 гривен за час парковки.
394
СТОЛЬКО водителей за первые 11 дней этого года оштрафовали работники Госавтоинспекции. Взыскание за парковку в неразрешенном месте — 275–340 грн.
— В прошлом году за этот период штрафов было вшестеро больше, — говорить 46-летний Роман Лютий, начальник отделения организации дорожного движения городской ГАИ. — Тогда були "Визиры", можно было штрафовать без протокола. Теперь без водителя наложить штраф невозможно.
Городской бюджет Львова в прошлом году получил от парковки около 3 млн грн.
Львовяне боятся подземных паркингов
"В центре Львова есть много так называемых точек притяжения — достопримечательности архитектуры, административные здания, торгово-развлекательные комплексы. Как-то ми решили посчитать, сколько же авто одновременно там паркуются. Получилось приблизительно 10 тысяч машин. Если их разместить в подземные паркинги, город получил бы большие прибыли", — рассказывает директор департамента градостроения Львовского горсовета Андрей Павлив, 48 лет.
С 2008 года во Львове разрабатывают концепцию строительства подземных паркингов. Есть постановление сессии о расположении этих сооружений на площадях Петрушевича, Коперника-Стефаника, ул. Витовского и около СКА на ул. Клепаривской.
— Предварительная оценка этих объектов на Петрушевича и Витовского была 10 миллионов евро. Но это без проектов, — говорит Павлив. — У нас нет возможности строить их на собственные средства. Богатые города сами строят паркинги, а бедные ждут, когда к ним придут инвесторы. Но инвесторы боятся. Когда я звоню представителям компаний, они не отказываются. Но начать работы не спешат. Ждут каких-то позитивных политических и экономических изменений в городе и в целом в Украине. В конечном итоге наши люди боятся подземных паркингов, так как немногие пользовались ими. И здесь начинают появляться страшилки, что все упадет и завалится. Хотя во французском Лионе нормально работает паркинг, построенный глубиной 100 метров. В нем 21 уровень. Во Львове в 1970-х годах, когда застраивали Сихивский массив, возвели несколько подземных паркингов. Правда, одноуровневых. Некоторые из них работают до сих пор.
Комментарии
1