четверг, 15 июля 2010 20:11

Когда появился "унитаз", львовяне взялись за головы


"Бизнесменам обычно все равно, что строить — лишь бы оно приносило прибыль, — говорит Андрей Салюк, 43 года, председатель областной организации Украинского общества охраны памятников исторической культуры. — А руководство Львова вводит их в заблуждение. Говорят, что нельзя восстанавливать утраченный памятник, а нужно объявить конкурс и возвести что-то современное".

Общаемся возле пустого участка на пл. Мицкевича, 9. Рядом — под номером 10 здание "Укрсоцбанка". За форму и облицовку плиткой львовяне прозвали его "унитазом".

— С ХІХ века здесь стояли два трехэтажных дома, — рассказывает Андрей Петрович. — В 1991 году дом номер 10 сгорел. После пожара его еще можно было отстроить. Простоял несколько лет и рассыпался. Что здесь построят, никого не интересовало. Только, когда появился "унитаз", львовяне взялись за головы. А это можно было предупредить. Теперь авторы проекта рассказывают, что это современная архитектура, в которой мы ничего не понимаем.

Андрей Салюк убежден, что на Мицкевича, 9 может появиться похожее здание. В прошлом месяце в Интернете появились фотографии проекта гостиницы, которую планируют возвести на этом месте. Шестиэтажное сооружение с высокой мансардой полностью закроет вид на городскую ратушу и кафедральный римско-католический костел с пл. Мицкевича.

— На этом месте преднамеренно сохранили фрагменты фасада, чтобы можно было их использовать при восстановлении. Но сейчас городской совет изменил концепцию — объявили конкурс для архитекторов. То есть здесь могут построить все, что угодно.

Идем в другой конец старого города, на ул. Ивана Федорова. До ХІХ в. здесь был еврейский квартал. Теперь на месте нескольких домов планируют построить гостиницу. Пока ведут археологические работы.

— По проекту, инвестор должен был отреставрировать дом на Ивана Федорова, 28, — рассказывает Салюк. — Однако сейчас это каменное здание почти полностью разобрали. Говорят, оно в плохом состоянии. Но тогда нужно ремонтировать его, а не разрушать дальше.

Салюк убежден, что эффективнее всего влиять на инвестора обществом. Так было со строительством на углу ул. Краковской и Армянской. Прошлым летом львовянам представили проект гостиницы австрийского архитектора Германа Губерта. Он предлагал возвести дом ломаной формы, который опирался бы на высокие сваи. В народе проект получил название "бункер". Против него выступили львовяне. Пользователи Интернета провели две акции протеста.

— Нам повезло, что инвестор оказался совестливым человеком, — говорит Андрей. — Он понял, что "бункер" не украсит наш город, а наоборот обезобразит его. Был объявлен второй конкурс. Предложенные на нем проекты частично воссоздают застройку, которая была до 1930-х. То есть она не будет вырвана из контекста старого Львова. Это наш второй успех. Первый был в 2004 году, когда мы не позволили тогдашнему мэру Любомиру Буняку "восстановить" Высокий замок.

Еще одно скандальное здание — на горе Цитадель. Во время Второй мировой войны здесь располагался концлагерь, в котором погибли 150 тыс. военнопленных. Теперь на этом месте хотят возвести гостиницу с большим конференц-залом и подземным паркингом.

— Туристы едут во Львов, чтобы увидеть древнюю архитектуру, — считает Салюк. — Обшитый стеклом банк на площади Рынок никого не заинтересует. Из-за такого строительства у Львова могут возникнуть неприятности с ЮНЕСКО. Уже получили замечание из-за "Укрсоцбанка". Еще несколько непродуманных шагов — и можно будет снимать с ратуши табличку, информирующую, что город находится в списке архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Из-за строительства "Сорбонны" подвинули памятник Федьковичу

Жилелям Ивано-Франковска в исторической части города не нравятся три современных здания — дом фирмы "Надежда" позади ратуши, торговые центры "Арс" та "Легенда" на пл. Рынок.

— К сожалению, у нас ограниченное влияние на застройщиков, — говорит Игорь Олесневич, 45 лет, из городского управления архитектуры и градостроения. — Например, с прошлого года продолжаются дискуссии вокруг торгового центра "Мальва". Когда-то на его месте был пассаж семьи Гартенбергов, построенный еще в 1904 году. В этом здании были магазины, а на втором этаже — популярное кафе "Эдисон". Во время Первой мировой войны дома, которые находились возле пассажа, были разрушены, остался только внутренний дворик. В начале 1990-х его отреставрировали и построили "Мальву". Сегодня есть инвесторы, которые хотят реконструировать пассаж. Но общество против того, чтобы застраивали историческую часть города. Потому проект заморозили. Хотя я считаю, что нужно идти в ногу со временами и строить что-то новое, чтобы украсить старое.

Черновчане возмущены возведением в центре города развлекательного комплекса "Сорбонна". Его сооружают на ул. Университетской в 400 м от главного корпуса Национального университета им. Федьковича. Памятник этому писателю из-за строительства подвинули на 30 м.

— "Сорбонна" находится в охранной зоне близ бывшей резиденции митрополитов Буковины, которую номинируют в список культурного наследия ЮНЕСКО, — говорит Елена Пушкова, начальник городского отдела охраны культурного наследия. — Проведено несколько проверок инспекции Госстройконтроля, составлены акты о нарушении строительства, есть предписания и оплачены штрафы. Но работы длятся.

Жители Ужгорода против строительства на пл. Петефи в центре города. Там планируют установить торговый павильон. Архитекторы заверяют, что при необходимости его можно будет разобрать.

Сейчас вы читаете новость «Когда появился "унитаз", львовяне взялись за головы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть