Ексклюзивы
вторник, 29 мая 2007 07:02

Ездить на трамвае с горки когда-то было дешевле, чем в гору

Автор: фото: Виталий ГРАБАР
  Молодожены Назар и Марта Балабаны следуют к старинному трамваю на площади Рынок, чтобы сфотографироваться в память о дне свадьбы
Молодожены Назар и Марта Балабаны следуют к старинному трамваю на площади Рынок, чтобы сфотографироваться в память о дне свадьбы

Трамвай, которому 114 лет, совершил одно из последних путешествий по улицам Львова.

В субботу в два часа дня трамвай прибывает на площадь Рынок. На коричневой машине баннер с надписью "Львов — город музеев". Оттуда выходят исследователи истории города 37-летний Иван и 43-летний Петр Радковцы. Оба одеты подобно львовским интеллигентам ХІХ века — костюмы-тройки и шляпы-котелки, в руках тросточки. Вокруг трамвая собирается толпа. Радковцы раздают всем буклеты о музеях города.

— Это первый электрический трамвай, который вышел на улицы Львова в 1893 году. До этого действовал конный трамвай, — рассказывает 55-летний водитель Дмитрий Скрипник. — Проработал больше 20 лет. Может развивать скорость свыше 40 километров в час.

По словам Скрипника, водить старый трамвай значительно проще, чем современный.

— Единственный недостаток — водителю нужно целую смену стоять, — вытирает рукой пот со лба. — Пассажиры входили в трамвай через задние двери, а выходили через передние. Выходы были на обе стороны: справа и слева. В настоящее время левый выход забит, но подножка осталась.

— Когда была маленькой, по Львову еще ездили такие, — вспоминает 57-летняя Ольга Пасичник. — Вот здесь, у входа, стоял аппарат для оплаты проезда. Отрывать талон нужно было самому. Честные люди тогда были. Хотя малышня, бывало, выпрыгивала из трамвая на ходу и тянула за собой ленту талонов через всю улицу.

На площади выстраивается очередь к десятку других трамваев. Недовольные пассажиры прибегают ругаться. Радковцы быстро фотографируются с молодоженами и вбегают в свой трамвай. Машина со скрежетом трогается с места.

— Проезд в трамвае был дифференцированным, — рассказывает Петр. — С горки — одна цена, в гору — повыше, на ровном — еще одна. Но проезд был доступен всем львовянам.

Деревянные скамьи стоят вдоль окон. Пассажирам приходится сидеть спиной к окну.

— Сейчас мы подъезжаем к Лычаковской рогатке, — говорит Иван Радковец. — Здесь жили самые известные в городе извозчики. Когда по Львову пустили трамвай, то лы чаковяне очень возмутились. Львовская пресса даже опубликовала сообщение, что одна пани вышла на колею и сделала такое непристойное предложение трамваю, что он ее не смог исполнить. Доныне историки думают, что ж это было за предложение.

Субботний рейс столетнего трамвая был для него одним из последних. Вагон слишком стар, да и форма современных рельсов ему не подходит.

Сейчас вы читаете новость «Ездить на трамвае с горки когда-то было дешевле, чем в гору». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть