Вера Вилетник, 61 год, из села Вышгородок Лановецкого района Тернопольщины переселилась в летнюю кухню. Месяц тому назад южная стена ее дома внезапно провалилась под землю.
— Как раз в воскресенье было, перед праздниками, — вспоминает женщина. — Вечером, час шестой, вижу — на стене трещинка. Я себе хоть бы что. Думаю, заштукатурю. Легла спать. В два часа ночи слышу — будто что-то стукнуло. Смотрю — на полу кирпич лежит. Тут как раз еще одна из стены падает. Я шаг назад — и здесь вся стена вж-у-у-ух. Провалилась.
Одноэтажный каменный дом Веры Владимировны — в центре села. Пенсионерка живет сама. Муж умер, сыновья разъехались. Несколько лет тому назад помогли матери сделать ремонт — обновили штукатурку, вставили металлопластиковые окна и новые металлические двери. Два таких окна провалились под землю со стеной. Входные двери заклинивает, потому что дом перекосило. Дыру на месте запавшей стены женщина завесила брезентом.
— Когда ложусь спать и когда встаю рано, прошу Бога, чтобы перейти по двору и ничего со мной не случилось, — говорит.
Мужчина ногой провалился, и как раз в кувшин с золотом
Сельский совет добивается в районе средств на переселение Веры Вилетник. Ремонтировать ее дом нет смысла.
— Вышгородку 858 лет исполняется, когда-то это был большой город, — рассказывает сельский голова 62-летняя Галина Стасюк. — На горбе стоял замок, старые люди говорят, что от него подземные ходы до самого леса шли. Да и подвалов больших полно. При моей памяти, когда клуб строили, рвы под фундамент копали. Так один мужчина ногой провалился, и как раз в кувшин с золотом — здесь как раз еврейское поселение было. Экспертная комиссия по району обнаружила, что дом Вилетник построен как раз над таким подвалом. Фундамент плохо укрепили бетоном. Вода грунт подмыла, вот и случилась беда.
По-соседству с Верой Владимировной живет Алексей Поворозник. На стенах его дома видно небольшие трещины. Поворозник строил дом в 1970-х. Когда копал фундамент, видел узкое подземелье в человеческий рост, длиной около 50 м.
— Оно как раз по центру дома идет и на огороде заканчивается, — говорит. — Почему не прекратил дом строить? А что делать — у нас все село на тех подземках построено.
Старые подземелья есть во всех городах, которым более 500 лет
9 апреля 48-летняя Ольга Свинтух провалилась под землю на пешеходной части Кременца Тернопольской области, недалеко от центра детского творчества.
— Ни с того ни с сего чувствую, будто нога подвернулась, и я уже куда-то двигаюсь, — вспоминает. — Провалилась на 2,5 метра, так что меня сверху видно не было. Уцепилась за края, сама не знаю как. От страха такого крика наделала, что сразу люди сбежались. Вытянули меня. Старожилы потом вспомнили, что при Польше здесь колодец был. При советах все заасфальтировали.
— Лет 20 тому назад проводил исследование в этом городе перед построением музея Словацкому. Так там в центре нашли под землей ход, в котором мог свободно пройти всадник на коне, — вспоминает ведущий геолог "Геоинформа Украины" 47-летний Василий Китура. — Опасность старых подземелий есть во всех городах и селах, которым больше 500 лет. Большие подземелья строили в XVI–XVII веках. Использовали с целью укрытия во время монголо-татарских набегов. В это же время сооружали глобальные подземные ходы, по которым люди могли заходить в оборонные сооружения.
Перед тем, как что-то строить, геолог советует обязательно сделать инженерно-геологическое исследование.
Комментарии