"Настоящих антикварных коллекционеров во Львове единицы. Они не называют своих имен и не раскрывают тайн антикварного бизнеса. Иначе проблем с милицией не избежать", — рассказывает 37-летний Дмитрий Степанов, крупнейший коллекционер старинных мотоциклов в городе. У него около полусотни мотоциклов, большинство из которых он собственноручно собрал по частям. Документов на технику у Дмитрия нет.
— Уже второй раз меня обвиняют в краже, хотя никаких оснований для этого нет, — жалуется Степанов. — Пусть сначала наведут порядок в законе. Откуда мне взять документы на мотоцикл, если я собрал его из отдельных частей? А где достать разрешение на хранение старого мотора, который валялся просто на дороге?
Дмитрий по специальности токарь. Занимается торговлей - имеет на базаре будку с лакокрасочными материалами.
Степанов приглашает в свой трехэтажный подземный гараж, где хранит "древности". На металлических дверях — несколько замков, есть сигнализация, камера наблюдения. Говорит, что установил их летом прошлого года, с того времени, как начались хлопоты с милицией.
— Я уже ждал их, — говорит Дмитрий. — В начале февраля этого года, как и в первый раз, милиционеры пришли без предупреждения. Чтобы зайти в гараж, попридумывали всевозможные истории о хранении наркотиков. Конечно, ничего не нашли, но нервы потрепали. Забрали разве что два литра растворителя и пригласили меня в участок. Больше суток держали, допрашивали. А потом отпустили: доказательств недостает. И будет недоставать, потому что на самом деле все это только высасывание денег.
Мотоцикл десять лет на ковре в коридоре простоял
Коллекционер клянется, что не даст милиционерам ни копейки.
— Первый раз сломался, так решили тянуть из меня, — Степанов показывает свою самую большую гордость — мотоцикл "Харлей Дэвидсон". — Стоит как целый "мерседес" — где-то больше 20 штук "зеленых". Часто выезжаю на нем, поэтому держу у самого входа. Не боюсь ли, что украдут? — переспрашивает. — Нет. Гараж хорошо защищен, а мотоцикл весит 300 килограммов. С нормальной блокировкой его вообще не сдвинуть с места.
Своего первого "железного коня" мужчина собрал 20 лет назад из отдельных частей, которые валялись у дедушки во дворе. Второй мотоцикл достался от очень популярного в то время клуба мотоциклистов "Антик Леополис".
— Мне выдвинули условие — довести машину до толку за три дня. Если справлюсь — будет моей собственностью. Я справился. Клуб распался, а мотоцикл до сих пор у меня, хотя прав собственности на него у меня так и нет.
Дмитрий говорит, что получить документы на собственность антикварного мотоцикла — самая большая проблема коллекционеров.
— Если владеешь техникой больше шести лет, она автоматически становится твоей собственностью. Почему этот закон не применяется на практике, никто объяснить не может, — удивляется коллекционер.
Без документов легально продать какой-нибудь мотоцикл Степанов тоже не может.
— Я не планирую на этом делать бизнес. Да и покупателей серьезных еще не было. А если бы и продавал, то только какому-то немецкому музею. В Германии такие раритеты ценят дороже всего. А в Москве, наоборот, цены упали. Там рынок антикварной техники перенасыщен. Это у нас — дефицит. При Советском Союзе со Львова вы ве зли все, что только могли.
Коллекционер приглашает спуститься по лестнице вниз, на второй этаж гаража. Вокруг все аккуратно сложено, на свежепобеленных стенах висят картины, фотографии. Дмитрий поднимает длинную клеенку, под которой в один ряд выставлены старые мотоциклы.
— Немецкий, послевоенный, — показывает пальцем на первый. — Когда был молодой, не слезал с него. На этом "Минске" в 1990-х в кино снимался. Во Львов киностудия "Русь" приезжала. Меня пригласили для нескольких кадров. У меня есть даже мотоцикл 1928 года выпуска, но я над ним сейчас работаю. Над одним мотоциклом могу несколько лет сидеть — детали собственноручно изготовлять. А этого " чопера" своей второй жене подарил. Она у меня байкер. Первая с моим хобби смириться не смогла — забрала дочку и ушла. У меня же когда-то не было гаража. Все держал дома и у родителей. Один мотоцикл десять лет на ковре в коридоре простоял.
Антиквариат покупают туристы, дизайнеры и коммерческие банки
Антиквариатом называются все объекты, которые созданы более 50 лет назад и имеют художественное, историческое, этнографическое или научное значение. Во Львове есть около десяти магазинов, где можно приобрести антикварные вещи.
Чаще всего к нам приходят так называемые мелкие покупатели — туристы, дизайнеры, декораторы, — рассказывает продавец львовского антикварного магазина Назар Трохимчук, 35 лет. — Иногда антикварные вещи, особенно произведения искусства, покупают банки или крупные корпорации для своих коллекций.
На вопрос, сколько антикварных вещей магазин продает за месяц, Назар отвечает лаконично: "Немного".
- Самая большая проблема украинского антикварного рынка — различные запреты на ввоз в страну ценностей и их вывоз, — говорит Назар Трохимчук. — Официально нельзя вывозить вещи, которым более 50 лет. При ввозе нужно оплатить на таможне свыше 25% стоимости предмета. А вот в Европе это происходит бесплатно. Поэтому у нас существует черный рынок.
Тем, кто хочет продать что-либо из собственной коллекции, Назар советует обращаться в местные магазины-салоны или на аукционы.
Комментарии