В Богородчанах на Ивано-Франковщине с мая 2004 года работает единственное в Украине предприятие по изготовлению дубовых бочек для вина. Французы уже закупили сотню.
В прошлом году на винодельческой выставке в городе Мерсо во французской провинции Бургундии вино из богородчанской бочки частного предприятия "Олпол" признали лучшим.
— Французы убеждены, что пили вино из своей бочки, — говорит по дороге к цеху директор "Олпола" Ярема Поворозник, 51 год.
Мужчина приехал на работу на собственном темно-синем "Опеле", одет в черную рубашку и темные брюки.
— Мы не признались, что это украинский товар — иначе бочку никто не взял бы, — смеется. — На европейском рынке нас, честно говоря, не ждут.
— Не хватает отечественных заказчиков? — спрашиваю.
— Украинцы заказывают мало. Недавно Белогорский винный завод взял пятьдесят, Болград и Шабо — по несколько штук на пробу. Новые бочки очень дорогие: в России, Франции, Болгарии их продают по 700 евро. А наши дешевле — по 300. Чтоб напиток приобрел аромат, некоторые виноделы берут несколько дубовых дощечек и бросают их в вино. Но это ничего не дает, вино делает бочка, как говорят французы.
В Богородчанах изготовляют по 50 бочек ежемесячно. Месячный оборот предприятия — около 100 тыс. евро. По словам директора, чтоб открыть такое производство, нужно не меньше миллиона евро. "Олпол" таких средств не вкладывал. Предприятие открыли на базе прежнего бочарного завода, который выпускал кадки для засолки. Линию для изготовления винных бочек взяли в лизинг у французов. Имеют также пилораму — режут колоды на заказ.
Технологическая линия позволяет "Олполу" изготовлять бочки емкостью 50–600 л. Но самая большая, которую сделали в "Олполе", — на 280 л. Самые популярные типы бочек — "Бордо" (225 л) и "Бургунд" (228 л).
Мы не признались, что это украинский товар, — иначе бочку никто не взял бы
Перед цехом кучки досок, привезенных с Ровенщины.
— Это дубовая клепка — из нее и делают бочки, — объясняет Ярема Поворозник. — А это — лишние дубильные вещества, которые вымываются из клепки во время дождей, — показывает на черные лужи под ногами. — Доски лежат под открытым небом — моются дождями и греются на солнышке. Тогда вино при контакте с такой доской будет вкусным и нежным.
В большом цехе гудят станки — дубовые колоды разрезают на доски. Звенят наковальни — бондари молотками клепают железные обручи. Технолог производства Василий Полагний, 77 лет, руками натягивает обручи на небольшую кадку на широкой чугунной подставке — шайбе.
— Это я делаю под цветы — один бизнесмен заказал себе для особняка, — объясняет пан Василий. — Стоит недорого — 150 гривен.
По индивидуальным заказам бондари делают кадки для саун — по 1200 грн.
— С бочкой нужно хорошо поморочиться, — бондарь подходит к штабелю досок и берет первую попавшуюся. — Сначала расколоть колоду — очень осторожно, не повреждая длинных волокон дуба. Видите, какая гладкая и блестящая? — широкой ладонью проводит по изгибу. — Я всю жизнь бочарничаю. Когда-то вручную делали, а теперь специальным резаком колют, — показывает на станок с острым "зубом".
За машиной работает усатый парень.
— На клепку идет с 20 процентов расколотого "кругляка", остальное — отходы, — продолжает Василий Полагний. — Потом доску полчаса обжигают. Для белых вин слабее, для красных — сильнее. Тогда такие запахи слышны — теплого хлеба, поджаренной корки, кофе, ванили. Потом это все впитает вино. А я на "шайбе" подбиваю днище, составляю доски торцом, подгоняю одну к другой и набиваю обручи. Наверно, с тысячу уже сбил.
— В новую бочку белое вино наливают сразу, а красное — через несколько месяцев после ее изготовления, — добавляет Ярема Поворозник. — А знаете, что нужно, чтобы вино из бочки было действительно вкусным? Хороший дуб. От того, в каком регионе растет дерево, зависит и качество напитка. Мы покупаем дубы из волынских, винницких и черновицких лесов. Тамошние дубы имеют мягкий ванильный запах. Другие нам не подходят.
Комментарии
1