За сутки в Ривненской области задержали 20 старателей, которые нелегально добывали янтарь. Операция Внутренних войск МВД и отрядов УБОПа проходила одновременно в трех районах области — Владимирецком, Дубровицком и Сарненском.
Самая большая спецгруппа из 30 милиционеров поехала в поселок Клесов Сарненского района, где проживает около 6,5 тыс.человек. Местные леса называют украинским янтарным Клондайком — за ночь нелегальный старатель здесь накапывает целое состояние.
— Ночью 13 октября внутренние войска вели наши проводники, которые хорошо знают местность, — рассказывает начальник Управления по борьбе с организованной преступностью в Ривненской области Василий Коваль, 48 лет. — Шли долго, "цепочкой", по пояс в холодной воде. В пять утра в Клесове заняли позицию на участке "Азалия". Под утро окружили шестерых старателей. Четырех задержали сразу, двое кинулисьбежать, но их поймали.
Охотников за янтарем задерживают чуть ли не еженедельно. С начала года прокуратура области против нелегальных копателей возбудила 36 уголовных дел. Двадцать уже передали в суд. Двум лицам присудили по 510 грн. штрафа, остальные раскаялись — и их отпустили домой. Как правило, ловят одних и тех же.
Лет десять назад старатели добывали янтарь, копая большие ямы глубиной по 7–8 м. Теперь янтарь вымывают мотопомпами. Трехколесный мотоцикл — неизменный транспорт копателей. На нем вместо коляски-трубки старатели устанавливают мотопомпу, собранную из двигателя от "фольксвагена" и пожарных рукавов. Стоит все это орудие $1,5–2 тыс.
— В подпольной бригаде работают не менее четырех–шести человек, — говорит председатель сельсовета Клесова Василий Шипко, 49 лет, держа в руках желтый камень янтаря. — Двое переносят мотопомпу от ямы к яме. Остальные вылавливают янтарь подсаками, промывают его, а также стоят на страже с рациями и биноклями.
Все заработанное ночью — днем спускают в барах
Старатели тщательным образом выбирают места. Как правило, приезжают на уже разведанные геологами участки. Не гнушаются и действующими месторождениями. Самые любимые участки — "Азалия", "Крючковая березина" и "Мох". На участке "Пугач" добывает промышленный янтарь государственное предприятие "Янтарные ископаемые". В вагончиках возле прииска постоянно караулят милиционеры — охраняют янтарный карьер и спецтехнику.
Нелегальные добытчики опускают пожарные рукава помпы в канал с водой или пруд. Воду под сильным давлением подают в яму под землю — наверх струя выбрасывает песок и куски янтаря. На поверхности его и вылавливают.
Камень сбывают местным или иностранным перекупщикам, преимущественно полякам и прибалтам.
— Случается и редкий черный янтарь, — говорит Василий Шипко, который когда-то работал на местном янтарном предприятии. — Даже школьник может пойти в лес и насобирать той смолы. Заработает 40 долларов в день. Бригада профессиональных старателей, конечно, больше — тысячу–три долларов за ночь, если повезет (на каждого добытчика по $200–600 за смену. — "ГПУ"). Два года назад какие-то ребята намыли за ночь на 28 тысяч "зеленых".
По поселку ходят слухи, что в этом году какая-то бригада старателей за ночь намыла янтаря на $120 тысяч.
Стоим на окраине поселка. Все поле в кучах глины и воронках, затопленных водой. Еще несколько недель назад здесь был огород.
Мотопомпы приносят много вреда крестьянам. Вода вымывает плодородный слой почвы, и земля становится бесплодной. В лесу на откапываемом участке деревья гниют, пока их не срежут. Если бригада моет янтарь возле огородов, подворья клесовцев затапливает водой по колени.
— Видите мешки с песком возле бетонной трубы? Это старатели загородили мелиоративный канал, чтоб отсюда качать воду, — замечает начальник районного отделения МЧС Владимир Шевчук, 50 лет. — Они заплатят какой-то бабке 500 долларов за огород, а затем ей дом подтопит, поскольку воде негде деться.
— У меня в доме стены и опоры гниют, фундамент просел. Еще немного — да и не станет дома, — плачет 64-летняя Мария Кравчук.
Женщина живет в деревянном доме на улице Маши Демидовой. Эта часть Клесова больше всего страдает от наводнений.
— Молодежь ищет легких заработков, не думает о будущем, — вздыхает Василий Шипко. — Все заработанное ночью днем спускают в барах. Учиться не хотят. Промысел опасный и для самих старателей. После несколькочасового пребывания в холодной воде у них отнимаются ноги, разбивает паралич. Двадцатилетние ребята часто жалуются на острый ревматизм.
Янтарь с насекомыми оценивают поштучно
Янтарь — это окаменевшая смола давних хвойных деревьев. Драгоценный минерал имеет 250 разновидностей. Его цвет зависит от примесей, которые сплавились со смолой приблизительно 40 млн. лет назад.
Добывают янтарь в Сарненском, Владимирецком и Дубровицком районах Ривненской области. Бригада старателей может намыть за день от
Камни большего размера или с включениями (насекомыми и т.д.) оценивают поштучно. Цена зависит от спроса. Весной за килограмм янтаря в Клесове предлагали около $600.
Комментарии
14