





В начале марта в Центре визуальной культуры НаУКМА в Киеве состоялись лекции профессора новейшей истории Авиньонского университета Француазы Тэбо.
Первый день выступления исследовательницы был посвящен теме "Женская и гендерная история во Франции: характеристики и современные тенденции". Однако значительно шире и по тематике, и по географии была вторая лекция на тему "1914-1918: Женщины Европы в войне."
По словам исследовательницы, на протяжении десятилетий историки обращали внимание исключительно на военные и дипломатические аспекты Первой мировой войны, а также на мужскую элиту, которая принимала судьбоносные решения. Однако начиная с 1970-х годов растет интерес ученых к истории женского аспекта истории войны. В частности, они пытаются анализировать события с точки зрения женщины и усвоения женского опыта. И с конца 1980-х годов все большую популярность приобретает культурная и гендерная история войны.
Хронология и формы мобилизации женщин
Анализ женского опыта войны Француаза Тэбо тесно связывает с этапами мобилизации мужчин на фронт и настроениями общества того времени. Используя разнообразные открытки и плакаты, тогдашняя власть мотивировала мужское население встать на защиту женщин, детей и уйти на фронт. Кроме того, в обществе господствовало мнение, что война будет короткой и принесет быструю победу до Рождества.
"Период войны был выдающимся моментом для женской филантропии. Традиционно, с богатой среды. Можно сказать о настоящей социальной мобилизации женщин богатой среды. Что касается мобилизации к работе, то крестьянки были призваны в начале войны заменить мужчин, чтобы закончить сбор урожая", - отметила исследовательница.
Другие женщины могли работать в благотворительных учреждениях в качестве медсестер, поскольку не хватало военной медицинской службы. Известные образы войны - "белые ангелы" - были наемными военными медсестрами или добровольцами Красного Креста.
И если во Франции эта мобилизация была эмпирической и зависела от того, совпадают потребности работодателя с необходимостью женщин работать, то в Германии она происходила более ценрализованно; в Великобритании мобилизация согласовывалась с профсоюзами, которые были призваны защитить интересы мужчин и убедиться, что прием женщин был временным.
Постепенно женщины заменяют мужчин там, где это возможно, и становятся заметными в публичных местах, их фотографируют, о них пишут в прессе. Они работают практически на всех мужских работах, включая военные заводы, металлургическую и химическую отрасли, где до 1914 года были только мужчины.
"Были ли женщины в армии во время Великой войны? Кажется, что единственными бойцами были сербки и россиянки. В частности, женский батальон смерти под командованием госпожи Бочкаревой ... С другой стороны, тогдашнее западное общество считает, что армия не является местом для женщин. Только в Соединенном Королевстве до 1917 года был создан Вспомогательный женский армейский корпус, в котором служило 40 тысяч женщин. Этих женщины очень критиковало общество, они вызвали страх маскулинизации женщин. Ни Германия, ни Франция не создали вспомогательных женских корпусов. Зато французское общество распространяло идею пронатализма и утверждало, что борьбой женщин является рождение детей," - утверждает Француаза Тэбо.
Испытания и изменения в повседневной жизни
Гражданское население захваченных территории при продвижении армии испытывает ужасные испытаний и зверств: ограбление домов, массовые казни, изнасилование женщин. Испытания войны заставляют людей бежать в другие регионы. Поток беженцев постоянно растет.
"Конечно, в тылу война не чувствовалась непосредственно - не было слышно выстрелов пушек, не было трупов врагов, но она все же приносила страдания. Прежде, женщины страдали от разлуки и одиночества, которая прерывалась только несколькими отпусками, позволяющими солдатам отдохнуть и повидаться с семьей ... Переписка была почти ежедневной", - говорит исследовательница.
Одной из главных проблем, было обеспечение женщиной себя и всей семьи продуктами питания, особенно в городах. В частности, немка из Гамбурга в своем письме от 15 февраля 1917 года писала: "Здесь не осталось ничего, что можно сжечь, нет ничего есть, только капуста; нет картошки и даже капусту начинают выдавать по карточкам. Куда мы идем? Надо, чтобы эта война скорее закончилась."
Нехватка продуктов питания заставляла женщин прибегать к различным путям выживания. Они добывали пищу путем бартера, грабежей, голодных бунтов и тому подобное. Под влиянием дефицита продовольствия во Франции и Великобритании была введена карточная система. Многочисленные плакаты призывали население к экономии.
Ангажированность: между патриотизмом, пацифизмом и социальными протестами
В контексте рассказа о патриотизме во время Первой мировой войны Француаза Тэбо уделила внимание вопросу женского движения. В странах, которые вели войну, феминистки были очень патриотическими и активными. По словам исследовательницы, они "поддерживали моральный дух своей страны и ее защитников, играли дипломатическую роль и поощряли нейтральные страны переходить в их лагерь."
В течение 1914-1918 годов феминистки защищали права наиболее эксплуатируемых работниц и отмечали, что женщины в сложное время доказали свою компетентность, а следовательно - заслуживают получения избирательного права.
Влияние войны на индивидуальный жизненный путь и место женщины в обществе
"Эмансипировала ли Великая война женщин во Франции, Великобритании, Германии? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако следует принять во внимание два аргумента, которые защищают это утверждение. С одной стороны, феномен 20-х годов - "гарсоны", то есть женщины, которые подстригали волосы, укорачивали юбки. Эта мода на прически и одежду освободила тело и охватила все социальные слои города. Второй аргумент - получение избирательного права после окончания войны. В конце 1918 года его получили женщины Австрии, Германии, Венгрии, Великобритании, а в 1920 году - женщины Бельгии и США ... В то время как итальянки и француженки не получили этого права", - отметила исследовательница.
В общем после войны наблюдается огрубление общества. Этот феномен был характерен прежде всего для стран, которые были недовольны условиями мирного договора. Считалось, что это время не было благоприятно для предоставления прав женщинам.
С другой стороны, все страны-участницы войны были обозначены трауром. Всюду строятся памятники погибшим и ежегодно проводятся церемонии, призванные напомнить обществу о жертвах мужчин. Можно говорить об общем коллективное стремление вернуться к довоенной жизни, в котором "мужчины строят, а женщины - рожают и кормят детей." Возвращение солдат к семьям не всегда происходило спокойно. Мужчины, травмированы войной, делали семейную жизнь тяжелым и несчастным. "Я им дала барана, а они мне вернули льва", - такие слова одной старой француженки услышала госпожа Тэбо в 1980 году.
Но необходимо отметить, что вызовы войны открыли в женщинах их способности, личности, право на собственную жизнь. Высокая смертность мужчин освободила много рабочих мест и женщины получили возможность получить профессию, работать.
"После войны началась феминизации сектора обслуживания, которая усилилась в течение XX века. Война имела эмансипирующий характер для женщин. Особенно это коснулось молодых девушек, которые происходили из буржуазии. Они получили возможность жить свободно. Они работали медсестрами во время войны, смогли получить образование и профессию. Если до 1914 года доля девушек из буржуазной среды была одна - стать домохозяйкой и матерью, то война изменила эти жизненные траектории."
Комментарии