среда, 23 декабря 2015 17:50

"Встретившись, враги хорошо пообедали и побратались" - староста Черкасс и Канева Евстафий Дашкович помог Ислам-Гирею возглавить Крымское ханство
9

Бой с татарами
Фото: wikipedia.org
Виктор Крючков. Медаль Остафий Дашкевич. 1999. Алюминий, литье, чеканка
Крымский хан Менгли-Гирей
Остафий Дашкович
Сигизмунд I с королевой Боной в Низком замке Львова

"К казацким отрядам, которые поселились ниже днепровских порогов, в начале ХVI века прибился беглый мещанин - Евстафий Дашкович. Он завоевал влияние своей храбростью и смелостью. Подал идею создать из товарищей беглицов упорядоченное общество, с исключительно идеальной организацией ", - писал историк Владимир Антонович во вступительной статье к архивному сборнику "Акты о казаках" изданом в 1863 году. - Дашкович начал с того, что посетил Польшу. На сейме в Петрикове в 1511 году, когда советовались о способах защиты Юго-русских земель от набегов татар, предложил, как лучший и дешевый способ - признать войском Речи Посполитой приднепровских скитальцев и поручить им охрану границ. Это предложение приняли."

"Но ведь это небылица, которой можно бы уже и не писать у нас в нынешнее время - раскритиковал суждения Антоновича историк Михаил Максимович в письме помощнику попечителя Киевского учебного округа Михаилу Юзефовичу. - Статочное ли дело, чтоб на великом Сейме 1511 года делал такие предложенья беглый мещанин и что бы, доверясь такому представителю еще неустроенных беглецов и скитальцев, Жигимонт I сразу поручил охрану границ своего государства? Сколько здесь ошибочно: от скитания Дашковича и к Сейму великому, который проходил не в Петрикове, а в Бересте!"

Впервые в письменных источниках выходец из Южной Киевщины 46-летний Евстафий Дашкович упоминается в 1501 году, как воевода великого князя Литовского Александра. Участвовал в походе против Московии вместе с князем Михаилом Ижеславським. В следующем году, как наместник Кричева (ныне - город в Могилевськой области в Белоруссии), нападал на московские пограничные земли. Царю докладывали о больших убытках и опустошениях от тех вторжений. Историк Николай Карамзин пишет, что в ответ московиты пленили Дашковича.

"Грамотой определено выдавать тате, беглецов, холопей, должников и злодеев, а Дашкович был у короля воеводыой, не уличен ни в каком преступлении и добровольно вошел к нам на службу, как то и в старину делалось невозбранно", - ответил царь Иван ІІІ послам от Великого князя Литовского, которые требовали выдачи своего воеводы. И добавил: "Желаете ли истинного, прочного мира? Уступите России и Смоленск, и Киев".

Москву Евстафий Дашкович оставляет во главе двадцатитысячного войска. Его в 1507 году отправили в Литву на помощь Михаилу Глинскому, что задумал восстание против нового Большого князя Литовского Сигизмунда I. Причина - отстранение Глинского от государственных должностей. "На что надеялся Дашкевич. В первую очередь на поражение войск своих и Глинского. Поражение, которое должен был бы сам подготовить, - предполагает историк Вячеслав Сенютович. - А после того, мог Дашкович считать, что его защитит князь Острожский, с которым он завязал дружеские сношения, когда тот находился в московском плену. Тогда он имел доверие от московитов и помог бежать земляку."

С 1510 Евстафий Дашкович упоминается в ведомственной переписке как Каневский наместник. За четыре года к его обязанностям король добавил и староство в Черкассах. Как староста Черкасс и Канева Евстафий Дашкович был очень строгим и требовательным. Ввел много новых повинностей для горожан.

"Подводы для гонцов и послов казал им давать. Кождого дня на него работать, дрова возить, сена косить, неводы волочить и другие дей работы ими замышлял, чего они перед тем с предков своих не должны были делать. Кто зверя себе уловить или где рыбы добудет или бобра убьет - он с того всего половину себе берет. А кто кадку меда добудет, он не допущал им в Киев возить того продавать и за то себя жыта и иншых живности покупать. Все себя отбирал и как хотел так им за то платил".

Еще Дашкович установил ограничения на въезд и выезд из замка по своим делам, брал плату за приглашение гостей в город, присвоил корчму и приказал сдавать ему все имущество, лошадей или пленников добытых в походах против татар.

Современный историк Богдан Черкасс считает, что на такие шаги староста был вынужден идти через приграничное положение и плохое финансирование из казны. "Его успешные военные походы, получения широкой и часто секретной информации из Крыма, а также политические сношения с крымско-татарскими сановниками - были возможны только благодаря централизованному управлению и максимальному использованию человеческих и материальных ресурсов доверенных ему территорий."

Через год после смерти старосты, жители его двух городов добились от короля отменить порядки Дашковича.

Вместе с восстановлением доверия Сигизмунда I, староста взялся за возвращение своих имений на Киевщине - Жубровичи, Воляншину, Луку на реке Роставице, Носов - на Каменной. После отъезда в Москву их передали в собственность князю Тимофею Капусте. Во время судебных разборок в 1511 году Дашкевичу пришлось оправдываться: "Я съехал с Крычева в Москву так как меня оклеветали перед его милостью мои неприятели. Мне тые слухи зашли, что его милость розпорядился меня поимо и шыею карать. Боясь того, передав замок со всим людем, я поехал. Потом, бывшы на Москве, к его милости приехал на сейм большой в Бересте. Узнав невинность мою отпустил гнев свой и в ласку свою панских принял и имения мои все поотдавал".

"Евстафий Дашкевич был храбрым и хитрым рыцарем пограничья, он знал татарский язык, все татарские хитрости, а в степи чувствовал себя как в доме. Тяжело найти равного ему. Он был ярким представителем воина той эпохи", - писал историк Вячеслав Сенютович-Бережной в исследовании о Дашкевиче опубликованном в 1969 году.

Летом 1521 Дашкевич с несколькими сотнями всадников принял участие в совместном с татарами походе на Москву. Когда подошли к городу, то татарам во главе с ханом Мухаммед-Гиреем вынесли подарки - мед. Хан отвел войско только после того как царь Василий III подписал грамоту в которой признал зависимость от татар. Потом остановились у Рязани, где московиты могли выкупить или выменять пленных.

"Евстафий Дашкович постоянно выставлял на продажу что-то из добычи под стенами крепости. Я видел как он несколько раз пытался попасть за ворота вслед за покупателями, выбить оттуда стражу и захватить крепость. Он приближался все ближе и ближе к воротам. Но задум воплотить не удалось, потому что татары взяли хорошую добычу и хотели как можно быстрее вернуться в Крым", - писал австрийский посол при московском дворе Сигизмунд Герберштейн (1486-1566) в своих "Записках о Московии".

Союзником татар Дашкович был не всегда.

"Слухи к нам дошли, што ж неприятель наш Саадак-Кирей, царь Перекопский, сам своею головой и с многими людьми, войском своим, облег замок наш Черкасы и старосту Черкасского и Каневского господина Остафея Дашковича и на голову замка нашего добывает, что ж, Боже ему не поможи, - писал весной 1532 король Польши Сигизмунд I Виленскому воеводе Гаштольда. - При том по всему панству нашому великому князьству Литовскому росказали аж бы вси князи и панове и все рыцарство великого князьства нашого Литовского конно и збройно к той послузе нашой ехали."

Многотысячная крымская орда с турецким подразделением отборных янычар численностью полторы тысячи воинов подошли под Черкассы. С собой имели 50 орудий. За три года до того Евстафий Дашкович помог Ислам-Гирею отобрать у его дяди Саадат-Гирея крепость Очаков. Стремился установить полный контроль над Крымским ханством. Судьба татарского трона решалась именно над Днепром.

Осада длилась по разным данным от двух до четырех недель. Турецко-татарское войско десятки раз пыталось захватить город штурмом. Султан потерял большое количество своих воинов и наконец пригласил Дашкевича на переговоры. Черкасский староста взял в заложники нескольких высших татарских мурз и согласился на предложение. Мартин Бельский (1494-1575) в своей "Хронике" отметил: "Встретившись, враги хорошо отобедали и побратались. Дашкевич королю своему с неприятеля хана на приятеля преобразовал".

Благодаря такой развязке Дашкевич получил большую славу. Его пригласили на сейм в Петрикове. Шляхта встречала его как триумфатора. Привез с собой и показывал каменные ядра, которыми турки обстреливали замок. Они были очень велики. В своем выступлении поделился планом защиты переправ через Днепр и посоветовал организовать на островах отделы казаков. Они бы не давали возможности врагам приближаться к населенным пунктам. Еще озвучил потребность крепости на Днепре с хорошо заселенной местностью у него. Король сделал его дополнительно правителем волостных центров Чечерск и Пропойска в верховьях Днепра.

С выписки о расходах из государственной казны за 1532 известно, что Дашкевич получил "за ущерб от Сеадет Гирея царя Перекопского и за сопротивление ордынцам пятьсот коп грошей из казны". К примеру, тогда же, на нужды Черкасского замка было выделено 30 коп грошей на содержание двадцати городень (оборудованных мест для ведения обороны на стене замка), 20 коп - на "студню" и на приемы послов в Черкассах по 20 коп в год.

В противоположность авторитету Дашкевича, хан Сеадет-Гирей наоборот потерял авторитет в стране и таки был вынужден уступить власть племяннику Ислам-Гирею.

В 1535 Евстафий Дашкевич совершил свой последний поход. С тремя тысячами казаков он "долго и широко московские земли воевал". Умер в конце того же года. Своей семье никогда не было. Поэтому в феврале 1536 король выдал привилегию на заветные владения его сестре Милохне.

Письменные упоминания о Дашковича разнообразны.

"Следует оценивать человеческое благородство не на основании славы предков, а на основании их собственных действий и поступков. Лучше прослыть, происходя из низкого рода, чем заслужить презрение, родившись в достойной семье ", - оправдывал происхождения Остафия Дашковича в книге "Сарматские воины" польский писатель Шимон Старовольский (1588-1656). Отдельный очерк об украинском старосте разместил рядом с самыми известными королями и военачальниками польскими. Называл его "русином и гетманом запорожских казаков".

"Дашкович - человек очень опытный в военном деле и исключительно хитрый. Хотя неоднократно вступал в отношения с татарами, но еще чаще бил их. Хитрил и с московитами. Раз провел в Московию отряд татар одетых в литовские платье. Сам устроил засаду на границе и стал ждать прихода московитов. Татары ограбили часть Северской области и направились в Литву. Московиты бросились за ними, перешли в литовские владения. Повоевав, они с добычей возвращались к себе. Евстафий вышел из засады, окружил их и перебил всех к одному. Царь сообщил о нанесенную обиду польского короля. Король ответил, что его подданные не наносили вреда, а наоборот мстили за нападение. Таким образом московит, дважды высмеян, был вынужден терпеть ущерб и бесчестие", - вспоминал австрийский посол при московском дворе Сигизмунд Герберштейн (1486-1566) в своих "Записках о Московии".

"Он пришел на острова Днепровские к тамошним разсеянным воинам и застал их неустроеннымы: они переходили с места на место и не имели никакого постоянного образования; едва он к ним появился, его избрали кошевым, и он стал для татар опаснейшим врагом и истребителем. Тотчас разделил своих воинов на сотни и полки... Вооружив каждого ружьем и саблей, Дашкович избрал из них начальников, и ввел подчиненность, сходную с древнеримскою... Кроме того, казакам даны были земли и угодья по обеим сторонам Днепра и между рек: Конской, Самара, Кальмиус, Ташлык и Буг", - писал историк Николай Маркевич (1804-1860) в "Истории Малой России".

9 мифов о Остафие Дашковиче выделил современный историк Валерий Ластовский. В первую очередь, ошибочно старосту черкасского и каневского называют гетманом. Кроме того, ученый отрицает рождения Дашковича в городе Овруч, наличие герба, татарские корни, европейское образование и изготовление фальшивых серебряных польских монет.

Сейчас вы читаете новость «"Встретившись, враги хорошо пообедали и побратались" - староста Черкасс и Канева Евстафий Дашкович помог Ислам-Гирею возглавить Крымское ханство». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть