Ввиду того, что год фотосъемки — 1947-й, это — сугубо пропагандистский снимок. Он должен был убедить (и кого-то таки убеждал) в том, что где-то в Украине есть люди, которые счастливо трудятся и не имеют других забот, кроме как читать книжки на досуге.
Хотя заботы были: где достать хлеба? Сельское хозяйство разорено войной. Государственные хлебозаготовки не оставляли селу почти ничего. Часть зерна шла на экспорт, еще большая часть гнила в госрезерве (на случай близкой войны с американцами). Да и армию в Европе нужно было кормить, даже без войны.
Но 1947-й отличался от 1933-го существенно: крестьянам можно было искать хлеб. Его разрешили покупать. Тысячи людей с востока Украины двигались на запад, в Галичину, где колхозная система еще не успела угробить сельское хозяйство. Там "схидняк" выменивали или покупали хлеб у "захидняков". Кто не мог купить — оставался на заработки на месяц–два. Отделы УПА получили приказ от своего командования не трогать этих людей. Что бы не говорили потом на востоке о бандеровцах, никто не может припомнить, чтобы они обижали этих голодных людей.
В том году милиция фиксировала на западноукраинских железнодорожных станциях десятки тысяч " схидняков". Некоторых из них арестовывали и судили за "распространение провокационных слухов о голоде". Но большинству везло достать хлеба и привезти домой. Сейчас же иногда схидняки говорят захиднякам: "Мы вас кормим!". Но это уже отдельная тема.
Вернемся к нашему снимку. Его, возможно, даже интереснее рассматривать сегодня, чем тогда, когда был сделан. Собственно, вся тогдашняя экономическая и демографическая ситуация на нем — как на ладони. В селах почти не осталось мужского населения. Кого забрала война, кого — мобилизация на восстановление Донбасса. Коней и техники тоже не осталось. Вся работа возлагалась на женщин.
Знаменитой звеньевой Анне Кошевой на этом снимке — 76 лет. Она только что получила свою звезду Героя. Анна Денисовна — одна из начинателей знаменитого довоенного движения пятисотенниц (они собирали больше 500 ц свеклы с гектара). Даже по нынешним временам это много. Какой ценой все это давалось — в тогдашних книгах не писали. Через несколько месяцев после этого фотосеанса Анна Кошевая умерла.
Впоследствии колхоз "Красный гигант" назвали ее именем.
Комментарии
37