![Автопортрет](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/873/873636_1_w_570.jpg?v=0)
![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/873/873636_2_a_135_100.jpg?v=0)
![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/873/873636_3_a_135_100.jpg?v=0)
![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/873/873636_4_a_135_100.jpg?v=0)
![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/873/873636_5_a_135_100.jpg?v=0)
9 декабря 1641-го умер фламандский живописец Антонис ван Дейк.
Он был главным и самым известным придворным живописцем в Англии. Ван Дейк является известным мастером аристократического и интимного портрета, знаменитый своими портретами членов королевской семьи. Он рисовал с виртуозностью, которая устанавливает стандарт элегантности в жанре. Он также непревзойденный автор произведений с библейских и мифологических тем, мастер графики и гравюры.
Антонис происходит из богатой семьи, которая жила в Антверпене, одном из крупнейших городов Западной Европы. Отец торговал шелком. Мать ухаживала за детьми. Антонис ( 22 марта 1599 г.) - седьмой ребенок в семье. Кристины состоялись в кафедральном соборе города. Поэтому дату рождения прославленного портретиста знают достаточно точно, потому сохранилась регистрационная книга собора.
Семья была набожная, состоятельная и парню дали хорошее образование. Способного мальчишку учили иностранным языкам и тот говорил на фламандском, итальянском, английском, испанском.
Мать Антониса умерла в 1607 году. Отец был состоятельным человеком. Поэтому отдал дочерей в пансион, а младшего устройств в мастерскую живописца. Его первый учитель, Хендрик ван Бален, был в Италии, дружил с учеником самого Тициана - Пальмой иль Джоване, это как теперь диплом на профессионализм, только талант раздают не за диплом. Ученик оказался талантливым учителем.
О способном парне пошли слухи. Его нашел Ян Брейгель (сын известного Питера Брейгеля).Он расскажет о Антонисе Рубенсу и тот возьмет Антониса в свою мастерскую. Рубенс имел много заказов, спешил с роботами. Цветы на его картинах исполняли одни, пейзажи- другие, животных рисовали третьи - значит, задач хватало всем.
Способный Антонис уже в 14-15 лет получал сложные задачи. А в рисовании фигур и лиц был как Рубенс. Лица настолько удавались юноше, все шло к тому, чтобы тот стал портретистом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 65 миллионов долларов отдали за портрет актрисы
Рубенс тоже разглядел в ученике мощные способности - и могучего конкурента. В дальнейшем он будет держать Ван Дейка подальше от себя. Разделят они и сферы влияния. Рубенс будет заниматься декором церквей, мифологическими и религиозными картинами. Ван Дейк станет портретистом и лишь иногда будет писать религиозные и мифологические картины.Но Рубенс невольно отдавал должное гению Ван Дейка. И даже поручил ему написать портрет своей первой жены. Рисовать Изабеллу Брант Ван Дейку было легко: они были знакомы. На портрете она приветливая, привлекательная, доброжелательная и гостеприимная хозяйка дворца Рубенса.
В последнем перечне имущества Рубенса указано одиннадцать картин кисти Ван Дейка. Неудачные произведения Рубенс не собирал.
Англичане приезжали в Антверпен и присматривались ко всему. Ведь полезным может быть как покупка имущества, так и привлечения мастера. Заитересовались они и Ван Дейком. Граф Арундель в Лондоне получил письмо от своего шпиона, датированного 17 июля 1620. Тот пишет: "Ван Дейк все еще живет во дворце Рубенса. А его картины начинают ценить так, как и произведения самого учителя. Ему 21 год, сын достаточно состоятельных родителей. Поэтому сейчас его чрезвычайно трудно перехватить для нас ... "
Англичане в конце концов перехватят Ван Дейка и он приедет в Лондон.
Итальянец Джованни Беллори напишет первую биографию Ван Дейка, который жил и работал в Генуе. В Беллори читаем: "Его молодость шла парно с амбициозностью. Если доверять автопортретам, то он красавец и денди. А какую душу спрятал он за оболочкой, сказать не удастся".
Мемуары говорят, что Антонис был небольшого роста, таинственный и амбициозный. Он запомнился как человек одинокий, который не имел друзей. Впрочем Антонис любил веселье, суету придворного образа жизни, большие деньги, имел экипажи и слуг, не чуждался любовниц. На автопортретах он без стыда делал себя выше ростом, элегантным и изящным. Хотя было известно, что он работал неделями, как лошадь, и за несколько дней успевал завершить новый портрет или большую картину.
После недолгого пребывания в Англии, Ван Дейк едет в Италию. Фландрия была связана торговыми делами с генуэзцами. Поэтому Ван Дейк поселился в Генуэзской республике, хотя работал в Венеции, Мантуе, Турине, один год находился в Сицилии. Генуя была республикой только по названию, а правили богачи и аристократия. Именно они и были заказчиками портретов Ван Дейка.
В Генуе долго не было своей школы живописи в отличие от Венеции или Феррары. Дефицит больших мастеров и прославленных портретистов Ван Дейк заполнил собой в городе на несколько лет. Мастерство Ван Дейка просто расцвело в Италии. Еще в Риме он рисует портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Изображает его без недостатков.
Это был комплимент от художника.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 126 лет назад Ван Гог выстрелил себе в грудь
Комплимент станет присущим всем портретам Ван Дейка в Италии и вне Италии. Мастер добавляет своим клиентам элегантности, непринужденности.
О методе рисования рассказал заказчик Ван Дейка Эберхард Ябах: "В течение дня клиенты приходили на позирование лишь на один час. Начало и окончание этого часа отражали звонки часов. Ван Дейк делал на бумаге подробный рисунок лица и позы пастелями и графитом. Его переносили на холст. Пять или шесть помощников рисовали одежду, руки и фон. Чтобы получалось достоверно, сажали, ставили натурщиков, женщин или мужчин. На втором (и последнем сеансе позирования) Ван Дейк лично подправлял недостатки, дорабатывал лицо и то, что сделали помощники". Портрет был готов.
Подобное пишет и историограф Беллори: "Работал он много и без перерыва. В дни создания портрета начинал с утра. Чтобы не терять время, даже обедал вместе с заказчиком, не отходя от полотна. Важные дамы и кавалеры шли позировать с удовольствием, потому что в доме было достаточно веселья и развлечений. После еды мастер брался за другой портрет, а заканчивал, когда подсыхали краски. Когда писал исторические сюжеты, обязательно планировал, сколько может сделать за день. И только выполнив план, откладывал кисти".
Был период, когда ему было так плохо, что он написал завещание (после смерти отца и избрание тремя сестрами судьбы монахинь). От стрессов лечила работа. Тогда Антонис и напланировал сделать портреты своих выдающихся соотечественников. Писать масляными красками показалось долгим даже Ван Дейка. И он обратился к офортам и другим техникам гравюр. В перечень избранных попали художники, поэты, государственные деятели, музыканты. Произведение получило название "Иконография Ван Дейка", а количество листов - 190. Не все офорты сделал собственноручно Ван Дейк, их дорабатывали другие граверы. Позже медные доски серии приобрели для Лувра.
В Лондоне он обслуживает короля и королевский двор. К дому, где поселили художника, пристроили помещение с ходом. И король мог приходить, когда вздумается и исчезать по английски. Ван Дейк рисовал портреты короля и семьи, детей короля, почти всю лондонскую верхушку. Только портретов короля насчитали одиннадцать, и все разные по композиции. Но король всегда элегантный, стройный и величественный.
Ван Дейк выработал свой шаблон и постоянно варьировал его. Подобные и поза, и поворот головы, и сам взгляд. Вариации - в размерах полотна, в жестах рук, в одежде, в наличии или отсутствии оружия, пустого или заполненого фона.
Подсчитали, что в Лондоне Ван Дейк написал 350 портретов. Король сделал его рыцарем (дворянином), он получил особую плату и стал "главным и постоянным художником Его Величества".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топ - 10 самых посещаемых музеев мира
Есть много художников, которые поздно женятся. Учитель Ван Дейка - Рубенс - женился только в 32 года. Ван Дейк женился только в 40. Пришлось разорвать многолетнюю связь с любовницей Маргарет Лемон. Остался портрет Маргарет (в королевском собрании). Оказывается, Антонис устал от отношений и пожалел для Маргарет эффектной позы, роскошного платья, не сделал на фоне занавеса или фасада дворца. Хотя Лемон была моделью для многих фигур в картинах мастера, а их связь не была короткой.
Немолодой Антонис женился на Мэри Ратвен, фрейлине королевы Англии. Сказались переутомления свадебных торжеств и чрезмерного труда. Ван Дейк болел. Большим соблазном стало и известие от короля Испании стать главным художником Антверпена (принадлежавшего тогда Испании). Не получилось.
Вместо отдыха и лечения Антонис еще и поехал в Париж в попытке получить богатый заказ. Заказ передали другому. Совсем больной Ван Дейк вернулся в Лондон к беременной жене. Засуетился даже король, но больному не становилось лучше.
Сохранились сплетни того времени. Поговаривали, что Ван Дейк упорно занимался алхимией в бессильном желании превратить малоценные вещи на золото - и отравился.
Жена родила ему дочь 4 декабря 1641, а смерть пришла к Ван Дейку 9 декабря. Ему было 42.
Комментарии