В музее истории Киева открылась выставка "Хроника избирательной агитки в Украине 20 века" . В экспозиции представлены более полусотни плакатов из коллекции киевского коллекционера Геннадия Киркевича. Его коллекция советских плакатов насчитывает около 3000 графических листов. Коллекцию плакатов начал собирать в 90-е годы, когда почувствовал, что советская эпоха уходит в прошлое. Многие из плакатов и открыток из этой коллекции есть только в одном экземпляре .
Первые и редкие плакаты датируются 10-ми годами 20 века. Это выборы в Думу и Учредительное собрание. В то время плакаты были черно-белыми и двухцветными. Агитация окрашивалась красным цветом и дополнялась сюжетами и элементами графики. Постепенно всю площадь графического листа начинают занимать изображения вождей.
До Первой мировой войны плакаты использовались как коммерческая реклама. С 1917 года плакат с рекламного превратился в инструмент политической агитации. В 1919 году появились так называемые "окна роста": политические плакаты были чем-товроде последовательно размещенных сюжетов в виде комиксов.
В 20-х годах плакат практически заменил газету, ведь он был доступен для широких масс населения и его изображения были понятны каждому. А краткое энергичный текст-лозунг побуждал к действию. Плакат по своей сути императивный и афористичный. Парадокс советского предвыборного плаката заключается в его полной декоративности и перенасыщенности политическими жестами: эта агитация безадресная и призывает просто к неконкурентным и безальтернативным выборам. Поэтому они воспринимались как чистое графическое искусство и декорация.
Известный советский плакатист Виктор Денисов писал о плакатной графике та : "Плакать не есть длинное чтиво, отнесись к зрителю бережно, учтиво. Взглянул зритель, и мыслью обьять, вот это и есть плакат" .
Комментарии
1