Сигнал беды SOS первым передал 10 июня 1909-го лайнер "Славония", следовавший из Нью-Йорка в Неаполь. Около Азорских островов корабль налетел на рифы. Все 410 его пассажиров спас лайнер "Принцесса Ирэна", на котором приняли сигнал о помощи.
До изобретения радио, называемого сначала беспроволочным телеграфом, на судах, чтобы подать сигнал беды, маяковали флагами, пускали ракеты, били в колокола или трубили в рога. Когда же в начале 1890-х на кораблях начали устанавливать радиостанции, для передачи информации стали использовали так называемую азбуку Морзе. Она с помощью точек и тире воспроизводила обычную азбуку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вещи с "Титаника" выставят на продажу в сотую годовщину катастрофы
Но морские компании разных стран использовали разные сигналы для общения. Единственного стандарта не было и из-за конкуренции производителей радиостанций. Поэтому в 1903 году в Берлине на первой Международной радиотелеграфной конференции представитель Италии капитан Квинтино Бономо предложил внедрить единственные правила использования радио на море. В частности, в случае беды Бономо предлагал, чтобы суда использовали сигнал SSS DDD, который следовало подавать азбукой Морзе с интервалом в несколько минут. Окончательного решения тогда не приняли, поэтому каждый корабль, попав в беду, и дальше использовал свой сигнал. Например, в 1905-ом команда небольшого американского судна, тонущего около американского города Нантекет, передала по радио просто слово "help" — "помощь" на английском языке.
Первым радиосигналом о беде, получившим международное признание, была комбинация букв CQD. Его стали использовать с 1 февраля 1904-го на всех кораблях с радиостанциями Гульельмо Маркони — одного из изобретателей радио и успешного предпринимателя.
1 апреля 1905 года в Германии приняли государственные радиоправила. В них было отмечено, что корабли в случае беды должны передавать сигнал из трех точек, трех тире, трех точек — SOS. Это сочетания букв выбрали потому, что его было легко распознать среди потока сигналов, постоянно передаваемых азбукой Морзе по радио. Кроме того, такую последовательность легко запомнить: три точки, три тире, три точки. Эта комбинация была легче сочетания CQD — тире-точка-тире-точка, тире-тире-точка-тире, тире-точка-точка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прах последней пассажирки Титаника развеяли над морем
3 ноября 1906-го на второй Международной радиотелеграфной конференции, опять проходившей в Берлине, среди прочего приняли международный стандарт сигнала беды. Им стало объединение букв SOS азбукой Морзе. Международный сигнал беды вступал в действие с 1 июля 1908 года. Но операторы компании Маркони некоторое время были против нововведения. Так, в апреле 1912-го с лайнера "Титаник", шедшего на дно, радиооператоры Маркони передавали как сигнал SOS, так и CQD. В конце концов, ради унификации и безопасности CQD перестали использовать.
SOS оставался сигналом беды до 1 февраля 1999-го. Тогда Международная морская организация постановила заменить его связью через сеть космических спутников. Она позволяет мгновенно определить место корабля, попавшего в беду, с точностью до 200 м.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Вокруг в спасательных жилетах плавали трупы"
"Спасите наши шкуры"
SOS является случайным сочетанием букв. Хотя за 90 лет существования этого сигнала появилось несколько версий его "расшифровки":
Save Our Ship — спасите наш корабль
Save Our Souls — спасите наши души
Save Our Skins — спасите наши шкуры
Save Our Stuff — спасите наши вещи
Sinking Our Ship — тонет наш корабль
Survivors On Shore — уцелевших на берег
Комментарии