Гетман и меценат Иван Мазепа родился 20 марта 1639 года на хуторе Мазепинцы возле Белой Церкви. Сегодня отмечают 382-ю годовщину
Фигура Ивана Мазепы остается одной из самых резонансных в украинской истории. В значительной степени "благодаря" мощной российской пропаганде, которая до сих пор пытается очернить гетмана, пытавшегося объединить Украину и вывести ее из-под влияния Российской империи. Историография государства-агрессора традиционно называет гетмана предателем.
А начал кампанию по демонизации Ивана Мазепы московский царь Петр I, производивший многочисленные указы и манифесты с целью дискредитации гетмана и его сторонников. 3 века Мазепу поносили в имперских и коммунистических изданиях. В сознании многих еще российские имперские мифы господствуют как неоспоримая истина. Они и сейчас лежат в основе многих российских школьных учебников.
За 22 года своего гетманства Иван Мазепа успешно способствовал развитию образования и искусства. Дал шанс на сохранение Гетманщины с ее вольностями и привилегиями, вдохновил и стал примером для подражания последующими поколениями борцов за независимость Украины.
В общем проекте Украинского института национальной памяти и Государственного историко-культурного заповедника "Поле Полтавской битвы" опровергли мифы о гетмане Украины Иване Мазепе на основании исторических источников и исследований.
Подлинные факты об Иване Мазепе представили на тематической выставке.
Миф 1. "Гетман Иван Мазепа предал московского царя Петра I"
В "Указе всему войску запорожскому" Петр І обвинил гетмана Ивана Мазепу в том, что он "изменил нам, великому государю, без всякой данной ему к тому причины и переехав к королю Шведскому". Русская историография во все времена толкует вооруженное выступление украинских казаков во главе с гетманом Иваном Мазепой против московского господства как единоличный акт гетмана - "предательство" ради собственной пользы.
Но еще до союза с Карлом XII гетман обосновал казачеству мотивы изменения своего политического курса и войны за независимость. Что делает он это не для частной пользы, но "для общего блага матки моей Отчизны бедной Украины, всего войска Запорожского и народа украинского, и для роста и расширения прав и вольностей войсковых".
Сие совершили не для одной своей особы, но и всей совета Украины
Единственным московским документом, в котором признается, что Мазепа руководствовался не собственными, а общеукраинскими интересами, является письмо Александра Меншикова Петру I. Он сообщил царю о переходе гетмана на шведскую сторону, указав о его истинных намерениях и мотивации поступка: "Понеже когда он сие сделали, то не для одной своей особы, но и всей совета Украины ".
Иностранные дипломаты признали украинскую шведский союз справедливым и законным. Представитель французского правительства в Константинополе Фериоль писал: "Казаки не являются естественными подданными царя, они только подверглись бы под его протекцию. Никто не может обвинять их за то, что видя, как уничтожают их вольности, они подняли восстание".
Миф 2. "Иван Мазепа стремился отдать Украину на растерзание Польши"
В "Указе ко всем жителям Малой России" от 28 октября 1708 года Петр обвинил Ивана Мазепу в том, что гетман подписал договор с польским королем Станиславом Лещинским - сторонником шведского короля Карла XII о передаче Украине Польши. Этот стандарт-клевета постоянно повторялся и в последующих по времени указах и манифестах московского царя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Попытавшийся оторвать Украину от Москвы - сегодня день рождения Івана Мазепы
Важным источником для выяснения этого вопроса являются труды Вольтера: "История Карла XII, короля Швеции" и "История Российской империи при Петре Великом". У них нет упоминаний о каких-либо договора между Иваном Мазепой и Станиславом Лещинским. Вольтер некоторое время находился при дворе Лещинского и имел неограниченные возможности для общений. Постоянно, получив новую информацию, вносил коррективы в свои прижизненных переизданных работ, но ни разу не упомянул о украинский-польский договор.
Миф использовала польская пропаганда, а впоследствии приняла к употреблению и русская
Украинский историк на шведской эмиграции Богдан Кентржинський в монографии "Мазепа", написанной на основе архивных документов Стокгольма и Упсалы, снял все обвинения с гетмана о передаче Украине под власть Польши. Историк отметил, что "так называемый тайный союз Станислава Лещинского и Ивана Мазепы можно отнести к области легенд. Это был чистейшей пробы миф, который в 1705-1708 годах с тактической целью использовала польская пропаганда, а затем его приняла к употреблению и российская".
Польские и украинские историки разных времен на основании солидной источниковой базы доказали неоднократно доказали, что Мазепа не заключал договор с Лещинским.
Доктор исторических наук, в том числе работала с документами "Батуринского архива" Мазепы, Татьяна Таирова-Яковлева отмечает: "Лещинский всегда вызывал у Мазепы негативную реакцию. Мазепа намеревался с помощью шведов создать независимое княжество. Ни о каком подчинения полякам речь не шла".
Миф 3. "Украинско-шведского договора не существовало"
Союз Украины со Швецией опирался на давнюю традицию со времен древней Киевской государства - Руси. Особенно плодотворной была украинская-шведская сотрудничество между гетманом Богданом Хмельницким, с одной стороны, и королевой Кристиной и королем Карлом Х Густавом, с другой. Военно-политический союз между Швецией и Украиной был заключен 6 октября 1657 в Корсуне после смерти Хмельницкого гетманом Иваном Выговским и королем Карлом Х Густавом.
Гетман Иван Мазепа и король Карл XII продолжили дело предшественников, заключив 29-30 октября 1708 в Горках военно-политический договор. Оригинал его не сохранился. После Полтавской битвы шведы уничтожили бумаги полевой канцелярии, чтобы важные документы не попали в московские руки. Но содержание союзного договора можно реконструировать как с украинскими, так и шведскими источниками.
Договор соответствовал типу союзного договора двух суверенных государств
27-28 марта 1709 году в Великих Будищах было заключено вторая украинская-шведское соглашение между гетманом Мазепой и кошевым атаманом Запорожской Сечи Гордиенко, с одной стороны, и королем Карлом XII, с другой. Этот договор повторял пункты, подписанные 1708 года, но и были добавлены новые, в частности шведский король обязался не заключать мирового соглашения с московским царем, пока не освободит из-под московской власти Украины и Запорожья. Договор имел двусторонний международный характер, соответствовал типу союзного договора двух суверенных государств.
Миф 4. "Ивана Мазепу не поддержало большинство украинского населения и казачества, сохранив верность московскому царю"
В манифестах Петра I, а позже в российских и советских монографиях насаждалась тезис о том, что украинский народ и большинство казацкого войска не поддержали гетмана Ивана Мазепу. На самом деле по приказу Петра I был запущен механизм так называемых "клятвенных обещаний" - верноподданных челобитных царю, которые заставляли подписывать представителей городского самоуправления, церковных иерархов, рядовых священников.
Эти "верноподданные" обращение были написаны в городах и городках на подконтрольной московитам территории. Напуганные уничтожением Батурина, кровавыми расправами в Глухове и Лебедине, жители Прилук, Лубен, Лохвицы, Миргорода, Варвы, Серебряного, Ичне, Новгород-Северского усердно клялись в верности царю.
По приказу Петра I был запущен механизм так называемых "клятвенных обещаний"
Московская пропаганда и тогда, и сейчас трактует это как массовое волеизъявление украинский, свидетельство его верности Петру I, "вековечной дружбе с российским народом". Анализ же текстов этих документов свидетельствует, что они одинакового содержания, за исключением населенного пункта и фамилий подписантов.
Но несмотря на все попытки царя, политика Ивана Мазепы нашла большую поддержку в казацкой старшины. В восстании мазепинцив приняли участие до 40 тыс. казаков. В марте 1709-го к гетману присоединились 8 тыс. запорожцев во главе с кошевым атаманом Костем Гордиенко. В апреле-мае под булавой Мазепы были 5 городовых и охотницких полков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рада обрала гетьмана
Это, по определению известного украинского историка Александра Оглоблина, "было настоящим триумфом политики Ивана Мазепы. Под властью гетмана Мазепы соединялась снова большая часть украинской территории - Левобережье, Правобережье и Запорожье. Гетману наконец удалось преодолеть вечную запорожскую оппозицию и получить поддержку этого азиль украинского вольности ".
Миф 5. "Анафема Мазепе - наказание гетмана-отступника"
Наложение анафемы на Ивана Мазепу Русская православная церковь до сих пор активно использует с целью очернить гетмана с помощью одного из психологически сильных аргументов - религиозного. Рассчитывая, что в глазах украинский-христиан проклятие Церковью служить неоспоримым доказательством того, что гетман - предатель высшей пробы, а его действия - противные Богу. Инициатора анафемы Петр І не интересовало вопиющее несоответствие действа церковным канонам, ведь при всем желании не найти в богатейшем наследии Ивана Мазепы дел, за которые он мог бы быть предан анафеме.
31 октября 1708 в письме к митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому царь приказал "публично в саборной церкви проклятие предать" Мазепу.
Анафема происходила в начале ноября 1708 одновременно в Глуховском соборе Святой Троицы в присутствии Петра I и в Успенском соборе московского кремля в присутствии царевича Алексея Петровича. Ее провозгласили Ивану Мазепе не за преступления, совершенные против церкви, а за политический шаг - попытку выйти из-под протектората Московского царства.
Мотивационная часть анафемы является перечнем заслуг Мазепы
Стефан Яворский сочинил текст анафемы таким образом, что заключительное проклятие совсем не вяжется с мотивационной частью. Которая, по сути, является сплошным списком заслуг Мазепы. Особенно зловещей анафема выглядела из-за того, что меценатские мероприятия гетмана относительно церкви признавал и сам московский царь, утверждая, что Мазепа "великой строитель оных был святым церквам".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Ливане нашли ценное Евангелие гетмана Ивана Мазепы
Уже на следующий день после провозглашения анафемы Стефан Яворский написал проповедь, в которой пророчил, что на Московию упадет гнев за грехи ее правителя. Сама процедура анафематствования была неканонической: анафему провозгласили без соборного решения православной церкви. К тому же, другие патриархаты никогда ее не признавали.
В официальном заявлении Вселенского патриархата, провозглашенном на Всемирном совете церквей в Женеве в 2018 году, назвали анафему средством политико-идеологических репрессий.
"Вселенский патриархат не признавал канонической анафему, которая была наложена на украинского гетмана Ивана Мазепу Русской православной церковью", - говорится в заявлении Патриархии.
Гетман Войска Запорожского Иван Мазепа родился 20 марта 1639-го на хуторе Мазепинцы в Белоцерковском районе Киевской области.
В молодости служил при дворе польского короля Яна II Казимира. Он отправил Мазепу учиться за границу. Так, украинец посетил Германию, Францию, Италию и Австрию. 1662-1669 годах возглавил дипломатические миссии в Украине, Османской империи и Московии.
С 1663-го жил в родовом имении в селе Мазепинцы, от отца унаследовал должность чиновника черниговского полка. Затем поступил на службу к гетману Петру Дорошенко.
Комментарии