Ексклюзивы
понедельник, 25 февраля 2019 05:10

Ренуар больше всего писал обнаженных женщин
14

Бал в Мулен де ла Галетт

25 февраля 1841-го родился французский художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар. При жизни создал примерно шесть тысяч картин. Самым дорогим полотном является "Бал в Мулен де ля Галетт", которое продали на аукционе "Сотби" в 2002 году за $78,1 млн.

В центре вселенной Ренуара на протяжении всей его карьеры были женщины.

Критики быстро рассмотрели Ренуара как величайшего живописца женщин среди современников. "Он истинный художник молодых женщин: цветущую кожу, бархат плоти, мимолётный взгляд и элегантные наряды он изображает с солнечной лёгкостью", — отметил писатель Жорис Карл Гюисманс после визита на выставку импрессионистов в 1882 году.

Его называли "великим художником ню нашего времени". А сам художник уверял: "Я еще не умел ходить, а уже любил писать женщин".

Gazeta.ua решила рассказать о музах выдающегося живописца.

"Мои модели - высокие создания Бога. Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть полотно", - говорил он.

И еще:

"Я никогда не занялся бы живописью, если бы женщины не имели груди. Перед некоторыми из них хочется встать на колени".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жена Мане позволяла художнику ей изменять

Лиза Трео была первой юношеской любовью Ренуара, о которой он предпочитал не говорить в старости. Ренуару было 24, когда он увидел 18-летнюю Лизу Трео. Впервые Огюста захватила страсть, такая же сильная, как и живопись. Он или мучился от угрызений совести, что забросил работу на несколько дней, или бывал на седьмом небе от счастья — где-то поровну. В это время он пишет возлюбленную постоянно: Лиза-охотница, Лиза под зонтиком, Лиза-одалиска. Лиза вдохновляет, но Лиза очаровывает и отвлекает.

В этот ученический период по портретам Лизы Трео можно отслеживать художественные поиски юного художника.

Роман длился 7 лет, Ренуар жил с Лизой летом в маленьких, тихих городках подальше от Парижа, родители девушки принимали его дома и уже не сомневались в скорой свадьбе. Внезапный и неожиданный для всех разрыв случился по очевидной причине: Ренуар совсем не собирался жениться, и однажды Лиза Трео об этом узнала.

На Монмартре Ренуар поселился в 1876 году — он задумал написать большую многофигурную картину на пленэре, в Мулен де ла Галетт. Правда, еще не представлял, как это сделать. Малышку Марго Огюст встретил здесь.

Ренуар был отчаянно влюблен в рыжеволосую хохотушку с бесцветными ресницами — она так естественно позировала и так звонко распевала уличные песни в мастерской. Друзья говорили, что художник откровенно льстит своей модели — и привлекательной ее может находить только отчаянный романтик и слепец.

Импрессиониста Ренуара, конечно, не волнует, что у Марго бесцветные ресницы. Ее портреты — это впечатление: от тех песен, которые она поет, от той смущенной грациозности, с которой раздевается, от волнительной непосредственности, с которой она раскачивается на качелях. Его самой главной страстью всегда было "гладить и шевелить натуру", добираясь до ее внутренней сути.

Маргарите Легран было всего 20, когда она заболела тифом. Ренуар оплачивал долгое, безнадежное и бесполезное лечение, а познее и похороны.

С Алиной Шариго он познакомился, когда ему было уже сорок. Ей только-только исполнился 21 год. Круглолицая, розовая, полнотелая, с рыжевато-белокурыми волосами — являла собой идеал Огюста Ренуара. Ренуар пригласил Алину позировать. Она согласилась. И вскоре была уже влюблена в художника… И готова была позировать ему вечно. "Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, — позже рассказывала Алина своим детям. — Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник — чтобы давать вино. Стало быть, хорошо ли, плохо ли, с успехом или без него, он должен заниматься живописью"

Своего первого ребенка, Пьера, Алина родила в 1885 году, еще не будучи обвенчанной с Огюстом. В качестве оплаты доктору Лати, принимавшему роды, Ренуар расписал потолки в его квартире цветами. Потом они все-таки поженились. Родились еще 2 сына: Жан и Коко.

У него появлялись новые музы. Он даже влюблялся… Но все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар: ведь она была матерью его детей и хозяйкой в его доме. Алина безупречно вела хозяйство и ограждала супруга от любых забот, не связанных с творчеством. Алина снисходительно и терпеливо относилась к его изменам, считая, что у художников иначе и не бывает. И Ренуар платил ей уважением и искренней, духовной любовью. "Когда старишься вместе, — терпеливо объяснял подруге, не понимавшей, почему он с обожанием смотрит на подурневшую жену, — перестаешь видеть друг друга. Исчезают морщины и полнота. Впрочем, любовь — это очень много, и я недостаточно мудр, чтобы все объяснить, но в нее входит и привычка".

Она умерла 27 июня 1915 года. Прежде чем она испустила последний вздох, Огюста в инвалидном кресле отвезли попрощаться с ней. Он долго смотрел на лицо той, с которой счастливо прожил тридцать пять лет. А потом быстро поцеловал ее в губы и скомандовал сиделке: "Пошли!" Он попросил отвезти его в мастерскую, где немедленно сел к мольберту, на котором был закреплен неоконченный натюрморт с розами — и взялся за кисть. Огюст плакал и резкими мазками рисовал эти розы, словно утверждая торжество искусства над смертью. Когда ему сообщили, что Алина скончалась, он не прервал работу…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Откажут руки - буду рисовать пенисом" - в прокате новый фильм об импрессионисте Ренуаре

Габриэль— натурщица, которая появляется на картинах Ренуара чаще всех других. Чаще приглашенных и профессиональных моделей, чаще близких подруг и возлюбленных, чаще, чем жена художника.

Ренуары сняли в один год виллу на склоне холма в Грасе. Было лето — сезон сбора роз для изготовления парфюмерии. И оказалось, что этим делом были заняты все девушки в городке. Огюст отчаялся найти натурщицу, раздеваться перед художником отказывались даже девицы с самой сомнительной репутацией. И тогда Ренуары вдруг вспомнили, что Габриэль исполнилось уже 20, она прекрасна и так привыкла видеть обнаженных натурщиц в мастерской патрона, что давно перестала смущаться. Уже пять лет она присматривает за детьми в этой семье и то и дело появляется на картинах — только в качестве второстепенного героя. Этим летом Габриэль станет наконец главной героиней.

Негласный статус любимой натурщицы не мешал Габриэль оставаться самой веселой и обожаемой няней и самой незаменимой помощницей художника. Для сеансов в мастерской она надевала полупрозрачные кружевные платья, заказанные специально для нее в богемной мастерской Калло, а потом переодевалась в домашнее платье, чистила палитру Ренуара, играла с детьми и ухаживала за садом.

Габриэль вышла замуж только после смерти Огюста Ренуара.

Ренуару, мучительно больному (не ходил уже 2 года от ревматизма и сидел в инвалидном кресле) и стареющему, срочно нужна была натурщица-блондинка для новой картины. Ее нашли в Академии живописи.

"Ею удовлетворился бы и Рубенс", — восхищался Ренуар своей 16-летней музой Андре, которую называли Деде, и работал над новой картиной так быстро, как не работал уже очень давно. Алин умерла, дом опустел и как будто лишился света и радости. Дедэ врывалась сюда как теплый летний ветер, фальшивя, пела уличные песенки, чем приводила художника в восторг, хохотала, без умолку рассказывала истории обо всех знакомых и восхищала "простой и благородной манерой позировать".

Летчику Жану Ренуару, пережившему ранение во время войны, был 24 года, когда он приехал на виллу "Коллетт" провести отпуск с родителями. Здесь он встретил Андре и влюбился. Каждый вечер Жан и Андре ходили в кино, каждый день — говорили о кино.

Огюст Ренуар уже в последний – 78 год - своей жизни говорил:

"Кажется, я немного умею писать картины. Мне понадобилось для этого более полувека, но до совершенства еще очень далеко".

Впереди будет пневмония, прием в Лувре и последняя фраза, сказанная в ночь на 3 декабря 1919 года:

"Сегодня я узнал что-то новое".

Его сын Жан и Андре поженились уже после смерти Огюста, еще несколько лет прожили в "Коллетт" и однажды Жан задумал стать кинорежиссером, чтобы сделать из жены звезду. Тогда появился псевдоним — и Андре стала Катрин Гесслинг. Последняя любимая модель Огюста Ренуара сыграла главные роли в четырех фильмах его сына, и не смогла простить мужу отказа взять ее на главную роль в фильме "Сука". Катрин Гесслинг продолжала сниматься и после развода, но звезду Жан из нее так и не сделал.

Огюст Ренуар придерживался собственных правил. Часы, по его мнению, должны быть или серебряные, или золотые. Белье - только полотняное. Носил ту же одежду в течение 10 лет. Сыр камамбер или бри скреб ножом, потому что боялся, что отрежет слишком толстый кусок.

Вещи делил на бедные и богатые. К бедным относились: английские газоны, белый хлеб, натертые полы; мясо, тушеное на сковороде; соусы с мукой; кулинарные красители; бутафорские камины, окрашенные черным лаком; нарезанный хлеб - он любил его ломать; фрукты, очищенные ножом со стальным лезвием - он требовал серебряного; бульон, из которого собран жир; вино в бутылке с красочным ярлыком и громким названием; лакеи, подающие в белых перчатках, чтобы спрятать грязные руки.

Богатыми считал: паленую кость; бургундскую или римскую черепицу, обросшую мхом; кожу здоровой женщины или ребенка; серый хлеб; мясо, поджаренное на дровах или древесных углях; свежие сардины; тротуары, вымощенные плитами; пепел в камине; вылинявшую одежду рабочих, многократно выстираннаю и заплатанную.

Сейчас вы читаете новость «Ренуар больше всего писал обнаженных женщин». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть