Сегодня газетчиками называют людей, пишущих статьи. А сто лет назад так говорили о тех, кто продавал газеты.
На рассвете газетчик спешил в типографию, где на собственные деньги покупал разные издания. И сразу же шел на постоянное место работы на определенной улице. Занимались этим почему-то в основном пожилые люди, хотя большая кожаная сумка с товаром много весила.
Постоянных клиентов — жителей соседних домов — продавец узнавал издалека. Заранее зная вкусы каждого, он доставал из сумки журналы, не ожидая заказа. Случайные покупатели бывали редко. Первыми прибегали домработницы — свежую газету они должны были положить хозяину к завтраку. Потом подростки, которые перед тем, как идти в гимназию, покупали прессу для отца. Затем по дороге на работу газету покупали чиновники.
Очень выгодно было продавать прессу на вокзале, потому что пассажиры именно за чтением коротали время в ожидании поезда. Или покупали газету, чтобы углубиться в нее в вагоне. Однако на вокзале было "все схваче но". Писатель Николай Носов — тот, который писал о Незнайке, — в детстве решил пойти в газетчики на железной дороге в Киеве.
"При первом же моем появлении на перроне, — вспоминал он, — меня здорово оттузили двое сорванцов-мальчишек, монополизировавших торговлю газетами на вокзале и в пригородных поездах".
И он отправился на легендарный киевский толчок Евбаз — в районе современного универмага "Украина". Там быстро понял важные для его бизнеса вещи. Первое: публика считает, что в газетах пишут только глупости. Второе: чтобы продать газету, покупателя следует заинтриговать. Третье: анонс несуществующей в газете сенсации так же продает издание, как и анонс настоящей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Прессу от чиновников отделяет черная лента"
Каждое утро юный продавец пересматривал последнюю колонку, где печатали сведения о кражах, грабежах и других преступлениях. Следовательно щекотал публике нервы таким, например, объявлением: "Последняя новость! Четырехлетний ребенок убил мать, отца, родного дедушку и маленького котенка! Сенсация!". Иногда в криминальной хронике не случалось ничего чрезвычайного. Тогда газетчик должен был выкручиваться. Например, увидев статью, где вспоминался сожженный средневековой инквизицией Джордано Бруно, ошеломлял покупателей сообщениям: "Последняя новость! Живого человека сожгли на костре!". В другой раз фельетон с ироническим названием "Из мухи сделали слона" был подан так: "Новое достижение науки! Из мухи сделали слона!". Газета шла нарасхват, и изобретательный продавец мчал в типографию за новой пачкой.
Конкурентом газетчика была подписка. Зажиточные читатели заказывали курьерскую доставку. Экономный вариант предусматривал, что человек сам забирает свой экземпляр в "конторе редакции". Таким образом можно было сэкономить более трети стоимости. Иногородние читатели волей-неволей пользовались услугами почтальонов.
Подписаться на газету можно было на любой срок, но годовые клиенты имели преимущества. Во-первых, скидку: платя только по 10 месяцам, льготник бесплатно получал издание в ноябре и декабре. Во-вторых — кредит. Достаточно было до 1 января внести половину общей суммы, остальные — частями на протяжении первого полугодия.
Ежедневная газета стоила 1 рубль на месяц — столько, как поехать с извозчиком с Лукьяновки на Печерск и вернуться обратно. Или выпить несколько кашек кофе на Крещатике либо приобрести билет на балкон в самом известном киевском театре Николая Соловцова — в настоящее время им. Ивана Франко.
А вообще газеты можно было почитать и даром. Потому что в кафе в центре Киева предлагали всю свежую местную и заграничную периодику. Кондитеры выписывали ее, чтобы привлечь посетителей. И этим отбирали клиентов у уличных газетчиков.
Комментарии
2