Массовую чистку польского мирного населения Волыни, произведенную УПА в 1943 году, нельзя вырывать из общего контекста, считает историк Андрей Портнов. Об этом он сказал в видеообращении на сайте издания Ab.Imperio.
"Чтобы прояснить произошедшее тогда очень важно иметь ввиду контекст межвоенной Европы, а именно - представление право нациям на самоопределение и идея гомогенной державы... УПА фактически приняла эту логику - одна нация, одно государство, - и провела акцию уничтожения польского населения Волыни, по видимому думая, что по окончании войны в Европе неминуемо снова будет дискуссия о границах, - пояснил Портнов. - И тогда факт отсутствия поляков на землях, которые УПА считало украинскими этническими землями, поможет присоединить Восточную Галицию и Волынь. Напомню, что в 1921 году по решению Антанты обе эти части украинских земель отошли к межвоенной Польше, хотя в структуре населения преобладали украинцы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Гжегож Мотыка упорно не замечает новые документы"
Андрей Портнов подчеркнул причины разной памяти украинцев и поляков о событиях на Волыни в 1943-м:
"Это трагическое событие разным способом сохранилось в польской и украинской исторической памяти. В послевоенной Польше сюжет убийства поляков на Волыни присутствовал всегда. Кроме того, он активно использовался в коммунистической пропаганде против УПА. В случае с Советским Союзом все было наоборот. Там образ УПА конструировался через призму выступления подполья против Красной армии, тема Волыни не появлялась в советских публикациях практически никогда".
Историк предполагает, что сегодняшняя дискуссия по резне на Волыни втянута в гораздо более широкий контекст с обеих сторон. С украинской - в стремлении показать УПА воюющей стороной, с польской - в отстаивании образа "Польши-мученицы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Польский историк сравнил память украинцев о войне с фильмом Тарантино
"В украинском контексте мы видим усиление тенденций к, с одной стороны, приуменьшению масштабов резни, с другой - к оправданию УПА, и с третьей - к изображению поляков и польских политических структур, как ответственных за то, что произошло... Такие, часто истерические тексты, имеют своей целью оправдание УПА как некой целостности исторической и избавление ее от обвинений, которые можно использовать как контраргумент в стремлении признания этой структуры воюющей стороной в войне и одного из символов украинской государственности", - отметил он.
"В Польше проблема Волыни также не самоценна, - дополнил Портнов. - Это не только проблема памяти об невинно убитых гражданах, это также часть более широкого контекста современных польских дебатах о Второй мировой войне. Очень часто поднятие темы Волыни служит для того, чтобы в очередной раз подтвердить и утвердить образ Польши-мученицы. Таким образом Волынь очень хорошо встает в один ряд с очень символическими событиями, как расстрел польских офицеров в Катыни".
"Таким образом вполне конкретное историческое событие, которое сейчас историки могут адекватнее описать, чем десять лет назад, оказывается не только элементом политической игры, но и памяти о войне", - закончил Андрей Портнов.
Кроме того, историк выделил склонность польской стороны изображать свои бывшие земли, как сегодняшние колонии.
"Мне кажется, что за последние годы в польских СМИ заметна тенденция к возвращению к тому, что я называю "кресовым языком", то есть изображение современных Белоруссии, Литвы и Украины с точки зрения колониального превосходства", - отметил он.
Как иллюстрацию он привел обложку популярного в Польше журнала "Уважам же" (Uwa?am ?e), точнее его дополнение "История". На ней присутствует надпись: "Полесье - польский Мадагаскар".
Комментарии
52