С середины мая до 16 июля 1938 (через 950 лет от крещения Киевской Руси) на Холмщине и Южном Подляшье христианская Польша разрушила 91 церковь, 10 часовен, 26 домов молитвы - вместе 127 святынь. Кроме того, 3 церкви были переданы римо-католикам, а 4 храма стали моргами, пишет "Наше слово".
Начала этих событий составляют 1919 г., когда глава польского государства подписал Декрет о принудительной государственной администрации (польск. Dekret w przedmiocie przymusowego zarz?du pa?stwowego), которым отобрал у Православной церкви право распоряжаться своим имуществом. Римско-католическая церковь стихийно забирала православные храмы: даже там, где не было римо-католиков. Именно тогда православные потеряли собор Рождества Пресвятой Богородицы в Холме. Министерство вероисповеданий и общественного образования в 1923-м решило передать Римско-католической церкви монастырь Св. Онуфрия в Яблочине, но этому воспротивился Люблинский воевода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Польский историк сравнил память украинцев о войне с фильмом Тарантино
Началась волна разрушения церквей во всей Польше. К 1929 г. на Холмщине и Южном Подляшье 165 святынь стали римо-католическими костелами, 96 - закрыто, 24 - сожжено, 25 - разобрано, 4 стали школами, а одна - обычным домом. Вся акция была драматичной, прихожане защищали свои церкви, были погромы и избиения крестьян. Акция обоснована тем, что якобы отбирают прежние латинские и униатские храмы. Поэтому польская администрация в1929 году решила еще уничтожить "ненужные" святыни. Но после протестов иерархии Православной церкви, верующих и украинских депутатов Сейма Польши акцию прекратили. Однако за то время были разрушены 23 храма.
Чтобы закрепить национальное и государственное единство многонациональной II Речи Посполитой, власти решили полонизировать Холмщину и Подляшье. На тайном съезде в Люблине в январе 1935 г., посвященном украинскому меньшинству в Люблинском воеводстве, решено, что надо полонизировать Холмщину, а до этого надо использовать Православную церковь.
Люблинский воевода сказал знаменательные слова: "Роль Церкви должна соответствовать польским государственным интересам, а значит быть фактором, который действует в духе этих интересов, связывать граждан прежде всего с польским государством. Мы стремимся к полонизации православия".
Для этого государственная администрация 11 декабря 1936 года образовала Координационный комитет при командовании округа корпуса № 2 (Люблин). Командиром акции на Люблинщини стал генерал Брунон Ольбрыхт, который дал поручение создать план действий. Этот план получил название: "Основные директивы по полонизации Холмщины". Главным принципом акции был красноречивый тезис, что "все православные Холмщины - это русифицированные поляки, которые из-за притеснений захватчиков отошли от польскости", поэтому теперь нужно их вернуть на лоно польского народа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: После Второй мировой в Освенцим отправляли украинцев - историк
В конце 1937 года акция возвращения к католицизму началась... на Волыни, в пограничной зоне. На Холмщине и Южном Подляшье она началась в 1938-м.
Акция должна была идти двумя путями: 1) "возвращение к вероисповеданию родителей, т.е. конверсии с вероисповедания и обрядов нелатинских на вероисповедание и обряд римско-католические", 2) "полонизация православия - введение польского языка в литургическую и повседневную жизнь Православной церкви, создание и поддержание движения православных поляков".
В период Великого поста и Пасхи закрывали внештатные и нелегальные храмы, начались притеснения священников, чтобы проповеди были произносимые на польском языке, началось запугивание православных мирян - боевые дружины выбивали окна, местная администрация шантажом заставляла смену вероисповедания, в присутствии войск и руководителей местной администрации организовано официальные массовые торжества перехода православных в католицизм: римско-католический священник "принимал" запуганных крестьян в лоно Римско-католической церкви.
Снос храма осуществляли местные координационные комитеты. Разборку церквей организовывали управы гмины по поручению уездных старост. Разрушение храмов вели команды пожарных, заключенные, военные формирования саперов, наемные работники под охраной войска или полиции, которая все время прибывала с собаками. Полицейские часто были вооружены вплоть до палке или карабина. Участники акции вместе с представителем местной власти преимущественно приезжали в деревню утром, а также изредка ночью.
Запуганные крестьяне чувствовали себя беспомощными и не могли защитить своих святынь. Только с ужасом и рыданием наблюдали процесс разрушения, безрезультатно пытались убедить служащих, чтобы они отменили решение. В нескольких случаях верующие старались защищать храмы, стерегли ночью свое церквушку и молились. Полиция с использованием собак, резиновых палок, карабинов со штыками грубо разгоняла собравшееся населения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я не верю, что украинские крестьяне сами взяли топоры и пошли на польские села" - Гжегож Мотыка
Протесты и просьбы Православной церкви к власти не принесли ожидаемого результата. Митрополит Дионисий 6 июля в телеграмме лично просил премьер-министра Фелициана Славоя-Складковського и маршала Эдварда Рыдз-Смиглу "прекратить разрушение домов Божиих". Протестировали и украинские депутаты, польские интеллектуалы (например, Станислав Цат-Мацкевич). Протестировали православные в Западной Европе, Канаде, США и даже в СССР. Имели место также обращение в этом деле по дипломатическим каналам. В защиту церквей выступил греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, но, по мнению Г. Куприяновича, обоснование было двусмысленное, потому что митрополит сокрушался, что православные, которые могли бы перейти в католичество, теперь будут ненавидеть эту конфессию.
Хотя западная пресса об упомянутом событие много писала, то польская молчала, подавленная цензурой.
Проф. Тадеуш Хшановский написал красноречивое воспоминание об этих событиях: "И с тех пор сохранился у меня такой эпизод: отец с пурпурным лицом кричит, хотя ему нельзя было нервничать, потому что у него была тяжелая болезнь сердца, но тогда как раз кричал на правительство, Славоя и на Мосцицького (президента II РП), а также на Рыдз-Смиглу, хотя меня учили в школе, что они мудрые и добрые, и я испуганно слушал, как он предсказывает, что нас здесь русины вырежут, без тени милосердия вырежут, что нам этого никогда не забудут".
В первой половине мая в Центре православной культуры им. Кирилла и Мефодия в Варшаве была организована выставка архивных материалов о разрушении православных церквей во Второй Речи Посполитой. Больше материалов смотрите здесь.
Комментарии
10