вторник, 28 мая 2013 19:22

Спецтема: Волынская трагедия - 1943

"Я не верю, что украинские крестьяне сами взяли топоры и пошли на польские села" - Гжегож Мотыка

 

На оживленное обсуждение превратилась презентация украинского перевода книги польского историка Гжегожа Мотыки "От волынской резни коперации "Висла". Польско-украинский конфликт 1943-1947 гг.". Презентация состоялась вчера 27 мая вчера в киевском книжном магазине "Є".

Присутствующие специалисты, как и сам автор, отметили важность данного перевода, ведь теперь украинцы смогут получить доступ к мыслям Мотыки из первых уст. Потому что по словам самого автора за свою жизнь он прочитал немало отзывов и комментариев о том, что написал, но мало из них действительно трактовали правильно их мысли.

Гипотезы и теории Гжегожа Мотыги вызывают оживленные дискуссии не только в Украине, но и в Польше. Немало украинских историков упрекают его в пропаганде польской версии истории, тогда как поляки обвиняют историка в защите УПА.

Сам Мотыга объясняет свою позицию: "Книгу написал с перспективу прав человека. Я выхожу из засады, что никакие преступления, совершенные человеком против другого человека, не могут быть оправданы. Поэтому я осуждаю Волынскую резню не потому, что там погибали поляки, а потому, что там гибли люди, а акцию "Висла" и принудительное выселение украинцев на территорию Польши - не потому, что это было сделано по отношению к украинцам, а потому что это нарушает в целом права человека".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Акция "Висла" не была местью за преступления УПА на Волыни" - историк

Как и ожидалось, на презентации присутствовали многие украинские историки, в частности Игорь Ильюшин (автор предисловия к украинскому изданию книги), Владимир Вятрович, Анатолий Русначенко, Владимир Сергийчук и другие. Острые вопросы, которые порой звучали из зала, касались в основном разницы в трактовке действий УПА и Армии Крайовой. Волынскую резню и остальные акции УПА отноистельно  польского населения Гжегож Мотыга считает геноцидом, тогда как действия польских войск - "просто" военным преступлением, акциями тупой мести.

"По-разному смотрят на геноцид в Польше и Украине, - рассказал Мотыга. - В Украине этот термин используется прежде всего для массовых преступлений, где речь идет о миллионах жертв. В Польше даже убийство 100 человек, если намерением было их уничтожение как этнической группы, считается геноцидом. В науке я использую более широкое использование этого термина, потому что здесь важно намерение уничтожения".

Так, по его словам, геноцидом является массовый террор  православных священников, который проводился в 20-30-е годы в СССР или смерть греко-католического клира в 40-х годах в лагерях, так как коммунисты намеревались уничтожить греко-католиков как таковых .

Кроме того, Гжегож Мотыга сообщил, что главное послание его книги - это показать трагедию мирного невинного населения.

"Я стою на защите волынских украинских крестьян, которых некоторые обвиняют, что они сами схватились за топоры и пошли на польские села. Я в это не верю. За 20 лет исследований я не наткнулся на такой случай. Я пишу, что эти чистки проводила УПА . И очень жалею, что до сих пор не состоялась глубокая дискуссия над трудом Ярослава Грицака "К дискуссии об ОУН-УПА". Он в этой работе написал, что надо осуждать Волынское преступление, а с другой - он склонился перед борьбой УПА с коммунизмом", - завершил историк.

Сейчас вы читаете новость «"Я не верю, что украинские крестьяне сами взяли топоры и пошли на польские села" - Гжегож Мотыка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

49

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть