Своей книгой "От волынской резни к операции "Висла". Польско-украинский конфликт 1943-1947 гг." историк Гжегож Мотыка стремится развеять некоторые мифы, которые глубоко засели в современном сознании поляков и украинцев. Об этом он рассказал на презентации украинского перевода книги.
"Хотя дивизия "Галичина" никогда не была в Варшаве, в Польше до сих пор бытует мнение, что она там была и подавляла Варшавское восстание, - рассказал историк. - Таким образом, многие поляки подверглись общественной иллюзии, которая существует и поныне. Другим мифом является убеждение, весьма популярное в украинской историографии, что перед Волынской резней произошли массовые чистки украинцев на Холмщине. То есть украинці так же, как и поляки, все еще подвержены иллюзии. Причем, в этом убеждены не только наши современники, но тогда в этом были убеждены даже такие деятели, как митрополит Андрей Шептицкий".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Акции УПА на Волыни должны были лишить Красную армию польской поддержки - историк
Вопрос этнических чисток украинского населения со стороны поляков на Холмщине и Люблинщине поставлено остро - предшествовали они акциям на Волыни против поляков или произошли уже после их начала. По данным Гжегожа Мотыки, акции против украинцев произошли уже после Волынской резни. По его мнению, многие официальные даты уничтожения украинского населения поляками необходимо дополнительно проверять, ведь почти все были специально перенесены на более ранний срок, до Волынской трагедии.
И в Украине, и в Польше до сих пор продолжается война памяти вокруг событий на Западной Украине. Мотыка надеется, что перевод его книги на украинском "внесет немного порядка в этот конфликт". С другой стороны, он опроверг утверждение, что его работы, разжигают "антиукраинскую истерию" в Польше.
"Вокруг этих событий существует польско-украинский конфликт памяти. Для польских историков понятно, что в случае Волынской резни главная ответственность лежит на ОУН и УПА, проводивших этнические чистки. Вместе с тем, с украинской стороны существует мнение о том, что в тот период нарастал социальный бунт, переросший в польско-украинскую войну, в которой обе стороны совершали преступления. На открытых встречах я шутливо говорю, что если общественную память сравнить с фильмом, то польская сторона скорее напоминает "Список Шиндлера", а украинская - "Восстание Спартака" или "Джанго освобожденный". А если бы вы меня лично спросили каким образом это описать, то я сказал бы, что это больше похоже на геноцида в Руанде", - заключил историк.
Комментарии
5