Есть места — как орешки. Привычные и у всех на виду, а внутри наполнены тайнами. Для меня, киевлянина, такой всегда была Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры.
Больше всего пугали кассиры перед воротами. Иногда так хотелось постоять посреди Лавры, услышать колокол — а денег нет. В университете научили простому паролю: "Я в библиотеку". Там, за углом налево — читальный зал Исторической библиотеки, студентов пускали туда бесплатно.
Хоть бы какая толпа кипела меж фресок у входа, пролазить в чугунную щель дверей все равно нужно в одиночку. Не просто склоняешься — скручиваешься, как плод в материнской утробе. Переступаешь порог, распрямляешься: темно, а впереди свет. Рождаешься в новую жизнь.
Здесь тебя не достают начальники, не дергают девушки, не теснит толпа, не грохочут авто.
Девятьсот лет назад начальники были не с "паркером", а с варяжским мечом. Вы когда-нибудь держали в деснице варяжский меч? Неизгладимое впечатление. Сразу становишься свободным мужчиной. Только уважение к начальнику тебя останавливает, потому что у него таких мечей — "тьма". Тогда так называли цифру в 10 000.
Э, нет, "тьму" принесли монголы в 13 веке. А наш герой родился еще до крестовых походов, в 1080 году. Тогда князю давали два имени — языческое и в честь святого. По святому покровителю княжич стал Панкратием, по языческому обычаю — Святославом. Уменьшительно-ласкательно мальчика стали называть Святошей. И как будто судьбу напророчили.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Археологи скептически оценили поиски останков Даниила Галицкого
В три года отец, князь Давид Святославич, провел сына через обряд "посажения на коня". Срезали с головы прядь волос, сажали в седло. Все, теперь ты "принадлежишь к "руководящему составу". Тебе Бог велел руководить людом. Потому что ты — от рода Рюрика, который пришел сюда править за двести с чем-то лет до твоего рождения. Все пойдет, как заведено. Вот тебе черниговские владения. А вот тебе жена — хорошая, которую отец указал. Деточки родились — будут знать смерды, кто наследственный хозяин...
А дальше началась политика. Такая, как всегда - когда "не знаешь, кому кадить, на кого катить".
В семнадцать лет стал наш герой за большого киевского князя Святополка против Володаря и Василька Ростиславичей. Побили их. Понятное дело, черниговские владения загудели. Однако сразу Святополк Великий предоставил Святоше Луцк.
Минуло еще два года, и ему "выкрутил руки" враг Святополка Давид Игоревич. В городе погиб сын Святополка Мстислав. Святоша с войском караулил в стороне самого большого князя. Увидел, что пролилась великокняжеская кровь — и опять перешел к Святополку. Вместе с воеводой Путятой ударил по послам Давида, отбил его с Волыни...
Так бы и проходила жизнь второстепенного князя, "третьего зама" по-нынешнему: в ежегодных предательствах, компромиссах. Жить же как-то нужно, семью содержать, дружину — не жену, а воинов, которые без войны начнут на твое зариться.
Но вот, как пишет об этом "Киево-Печерский Патерик", случилось откровение Боже. Святослав-Панкратий спросил себя: зачем мне это все? Зачем отказываться ежедневно от своего естества? Только потому, что "так все делают"?
Не все. Случаются люди. Григория Сковороду назначили уже было уставщиком императорского хора, а там — дворянство, чины, имения, подданные. Но он выбрал котомку, свирель и тетрадь.
Уж каким был гонителем и мучителем христиан римский император Диоклетиан, но и тот за семьсот лет до Святоши бросил к черту такую империю, и уехал до последних своих дней в современный хорватский Сплит, "в глухое село" — сажать капусту.
Святоше было 26 лет, когда с ним это случилось. Чтобы Рюрикович, князь "от Бога", постригся в монахи — такого Русь еще не видела. Это вам даже не народный депутат отказался от неприкосновенности. Киев просто оторопел.
Панкратий-Святослав стал монахом Николаем 19 февраля 1106 года. Где-то на Троицу в том же году на его средства заложили первый камень Троицкой церкви. Ее поставили вторым этажом на лаврской стене. А посередине между этими двумя датами — 19 февраля и Троицей — Николай Святоша посадил первое дерево в своем лаврском садике. Лучше всего это было в том году делать в последнее воскресенье апреля по новому стилю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Икона, которая могла принадлежать Владимиру Мономаху, восхищает исследователей
Сад был не там, где сейчас в Лавре, над Ближними пещерами, а при больнице. Ее Святоша также основал: маленький монастырец и при нем госпиталь, прямо на лаврском углу.
Сделал все это и сел у входных ворот Лавры — вот здесь, где узкие чугунные двери, где войти — как родиться. Сел, и просидел 42 года. Конечно, с перерывами на сон в келье.
Вы когда-нибудь видели человека, который сидит сорок два года, скажем, до сегодняшнего дня с 1970 года? Сидит, например, вахтером у ворот учреждения, но за свой счет? Николай Святоша не был вахтером, кассиром, вратником. Он был вратарем. Этот древнерусский термин — не спортивный, а монашеский. Это такое послушание. Всем прозорливо заглянуть в глаза. Оценить каждого входящего. Не фейс-контроль, а контроль души. При том, что оружие, конечно, оставляли также вратарю.
Только один раз сорвался Святоша из-под лаврских ворот. Ему было уже 62 года. На великого князя Всеволода Ольговича пошли черниговские родственники. Они вообще были, по-нашему, "беспредельщики". Лишь Святоша смог разнять этих зверюг. Но стресс был для святого старца слишком сильным. И он отдал душу Богу в своем садике у узких лаврских ворот.
Я никогда не был внутри Троицкой надвратной церкви. Большую часть моей жизни она была закрыта для посетителей. Но знаю, что на тамошних фресках нарисованные на стенах грешники выходят вон — в настоящие двери. А павлины, слоны и пеликаны ведут праведников в рай. Это тоже привет от князя, который понял цену власти.
А ему было от чего отказываться. Вы, например, отказались бы от целой Борщаговки? Борщаговка до принятия монашества была одним из владений Николая Святоши.
Какие травы там ему собирали на борщ — мы уже никогда таких не соберем. Какие блюда были в его времена, я увидел только раз в жизни. Тогда на Подоле, на Братской улице, из раскопа вытянули горшок начала 12 века. В нем была не чешуя, а остатки хрящей осетра. Осетры были обычной днепровской рыбой, их употребляли простые люди.
Что уже говорить о князьях.
А название Святошино вообще происходит от прозвища нашего героя — "Святоша". Теперь на проспекте Вернадского, напротив райгосадминистрации, стоит памятник ему.
Святоша — это ласкательный вариант имени Святослав.
Комментарии
4