Сразу после вступления русских войск во Львов, чтобы гарантировать своим солдатам безопасность от местных, генерал Василий фон Роде приказал взять под стражу 12 заложников - по четыре от каждой местной общины: поляков, евреев и украинцев. На это вице-президент Львова Тадеуш Рутовский сообщил, что единой украинской общины здесь нет. Есть собственно украинцы - так называемые мазепинцы, - а есть "старорусины", которые считают себя единым с русскими народом. Проблему решили просто - количество "заложников" увеличили до 16. Всех поселили в гостинице "Жорж", каждому дали отдельный номер и обслугу, а у входа поставили военный патруль. Через несколько дней их отпустили, взяв расписку не выезжать из города.

Общины по очереди отправляли к новому "градоначальнику" Львова Сергею Шереметьеву свои делегации. "Старорусины" пообещали полную покорность, сдержанными были поляки и евреи. С "мазепинцами" же разговор был коротким. Делегация, возглавляемая Владимиром Шухевичем, имела две просьбы: не закрывать их культурные общества и публиковать правительственные оповещения также на украинском языке.
"Недавно появился указ, которым заперто все школы, интернаты и курсы, потому польских и украинских не хотят допустить, а московских еще не в состоянии ввести, - возмущался неизвестный львовянин-украинец. Его письмо от 15 октября 1914 года хранится в историческом архиве во Львове.
За неполный год оккупации арестованы 1200 украинцев. Вглубь России вывезли 578 из них. В частности 34 греко-католических священника и митрополита Андрея Шептицкого. Украинцы надеялись, что с началом мировой войны силами австрийской армии удастся воссоединить Галичину с Надднепрянщиной.
Кость Паньковский суммировал: "Если бы Восточная Галичина вернула назад под Австрию, галицкие украинцы боятся, что австрийское правительство будет преследовать украинских интеллигентов и крестьян как мнимых сторонников России. На тот случай, если бы Восточная Галичина осталась под Россией, галицкие украинцы боятся, что украинские школы будут закрыты, украинский язык будет изгнан из судов и правительств. Дальше боятся они, что потеряют политическую свободу, которую имели в Австрии, и что через неудобную пропаганду православия и преследование унии (греко-католичества. - "Страна" ) многие галицкие украинцы перейдут на латинство, а затем спольщаться".
212 030 человек жили во Львове в августе 1914 года. 51% составляли римо-католики - преимущественно поляки, 28% - иудеи, 18% - греко-католики, то есть украинцы. За год население уменьшилось до 174 тыс.
Комментарии