27 марта 1911 года родился Михаил Михайлович Сорока. Из 60 прожитых лет был заключен 34 года, участник восстаний в Воркуте и Кенгире. Из 32 лет супружеской жизни вместе были 4 месяца. Вместе с женой отбыли заключение 59 лет.
19-летняя мать выкупала первенца слезой: уже 2 месяца как она вдова, Миша - сирота... Но природа старалась улыбаться: дала ему красоту, ум, голос. Мальчик учился в украинской, затем в чешской гимназии; окончил архитектурный факультет Пражской политехники. Стал членом Провода ОУН.
9 января 1937 года его арестовали и заключили в тюрьму. В тюрьме Михаил Сорока встретил любимую - тоже заключенную Екатерину - дочь выдающегося математика Мирона Зарицкого. Михаил пел в церковном хоре при тюремной часовне, а Катя ходила туда на богослужение. У них обоих впереди был пятилетний срок заключения "за националистическую деятельность". Переговариваться между собой в часовне политическим запрещалось, поэтому разговаривали только их глаза. А посредником между их сердцами был пастырь Тарнавецкий, благодаря которому Катя и Михаил переписывались.
После освобождения из тюрьмы Екатерина и Михаил 5 ноября 1939 года брак в церкви Св. Юра. Наступили счастливые дни их супружеской жизни. Михаил поступил во Львовский университет на математический факультет, посещал художественные курсы. Целых четыре месяца они наслаждались жизнью.
22 марта "освободители" постучали в их дом, чтобы Катю "вызвать на разговор". Михаил вступился за жену, поэтому и его арестовали. "Националиста" отправили в вторых Львовской тюрьмы, а "националистку" - в "Бригидки". Там и родился их сын Богдан Сорока (ныне - известный художник-график). Михаил узнал о рождении сына в Воркуте. Он мечтал услышать первый крик своего сына и увидеть улыбку своей любимой жены, устелить ложе счастливой матери цветами и склонить к ним безоблачное небо, но впереди было 34 года концлагерей. Сорока стал организатором движения сопротивления заключенных "ОУН-Север", одной из главных задач которого было моральное и физическое выживание украинцев в лагерях и поселениях.
Весной 1949 года Сорока вернулся во Львов, но его Катя - член ОУН, организатор и руководитель Украинского Красного Креста УПА, связная Романа Шухевича оставалась в лагерях. Уже в июне Михаил был схвачен органами НКВД прямо на улице и приговорен на поселение в Красноярском крае за связь с ОУН. Там в 1952 году его снова арестовали и обвинили в измене Родине, антисоветской агитации, организации подполья и подготовке восстания, которое в другом случае произошло в Воркутинских лагерях. После необычно жестокого следствия (некоторые заключенные, которые проходили в этом деле, покончили самоубийством, один сошел с ума, а многие оболгали себя, не выдержал издевательств), Сороку приговорили к смертной казни, которую заменили на 25 лет заключения.
В 1954 году Сорока участвовал в Кенгирском восстании политзаключенных, написал гимн повстанцев - "В горячих степях Казахстана".
Наше гасло – свобода
Для усього народа.
Ми не будем, не будем рабами
І не будем носити ярма.
Братня кров Воркути і Норильська,
Колими, Рудника, Кенґіра
Переповнила чашу насильства
І з'єднала усі лагера.
Тим, що впали за волю,
Ми клянемось сьогодні,
Що не будем, не будем рабами, -
Боротьбу доведем до кінця!
С 60-х годов он отбывал наказание в мордовских лагерях. Везде, где был Михаил Сорока, его считали идейным патриархом политзаключенных советских концлагерей.
Екатерина же несла свой крест во Владимирской и Верхне-Уральской тюрьмах. Прямая переписка с Михаилом была запрещена, поэтому они общались через своих родителей и сына Богдана. В тюрьме ее заставляли работать в прачечной и выводили на работу несколько раньше. И вот, когда, подталкиваемая стражей, мужская плотницкая бригада выходила во двор перед третьим тюремным корпусом, все, словно по команде, поднимали глаза на окно прачечной, где стояла она - седая высокая молчаливая гордая украинская женщина. Они знали, что такая же участь выпала и на долю ее мужа. Они далеко друг от друга, но они всегда вместе, у них была Голгофа - одна на двоих. И не помеха их большой, святой любви тысячи километров империи.
16 июня 1971 года Михаил Сорока на тридцать четвёртом году своего заключения умер. Его тело привезли в больницу, которая находилась всего в нескольких сотнях метров от лагерной зоны строгого режима, куда перевели Екатерину Зарицкую. Она умоляла лагерное начальство отпустить ее, чтобы проститься с мужа телом, но ей этого не позволили.
29 августа 1986 года не стало Екатерины Зарицкой.
28 сентября 1991 года из Мордовии перенесли в Украину прах Николая Сороки. Наконец они встретились: во Львове, на Лычакове под одним березовым крестом.



















Комментарии