5 февраля 1887 года в миланском театре La Scala прошла премьера оперы Джузеппе Верди "Отелло".
Джузеппе Верди (1813-1901) не имел музыкального образования, однако создал 26 опер. Также писал духовную музыку, для хора, камерную и инструментальную. Либретто к "Отелло" по трагедии Уильяма Шекспира создал поэт Арриго Бойто (1842-1918) летом 1879-го. Верди понравился произведение, однако два года он не брался за работу. А потом еще шесть лет писал музыку. Несколько раз вносил правки в либретто, переписывал партии. В конце вычеркнул из сюжета бытовые подробности. В центре поставил конфликт ревнивого мавра Отелло и его соратника Яго. Композитор участвует почти во всех репетициях. Сам утверждает актеров на главные роли. Играть Отелло приглашает драматического тенора Франческо Таманьо (1850-1905). Когда во время какой-то репетиции поэтому не удается сцена самоубийства, Верди выбегает на сцену и показывает, как надо играть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Снег с перьев, свечи, холодное оружие - 380 лет назад открылся первый стационарный театр
На премьеру "Отелло" директор La Scala Франко Фаччо (1840-1891) приглашает всю местную аристократию, коллег из Италии и других стран. Сам дирижирует оркестром. До начала представления площадь перед театром и все прилегающие улицы заполнены так, что экипажи с трудом передвигаются. Билеты в вечер премьеры продают по 1,2 тыс.лир - $240 на нынешние деньги. Кто не может их приобрести - ждет при входе, чтобы после завершения поздравить автора и актеров.
"Верди достиг наивысшей музыкальной плоскости. Он отказался от традиционных форм старой итальянской оперы и создал гениальный шедевр. Тенор Таманьо и баритон Морель показали свои мощные голоса в выгодном свете. Дирижер Франко Фаччо и хор доказали еще раз, что они совершенны. Костюмы живописные, дорогие и соответствовали той эпохе. Это настоящий успех ", - говорится в первой рецензии газеты New York Times на оперу Джузеппе Верди. После спектакля публика устраивает овации. Джузеппе Верди и актеров трижды вызывают на сцену. "Viva Verdi!" - кричат. На следующий день композитору присваивают звание почетного гражданина Милана.
Верди был первым композитором, который специально занимался поиском сюжета для либретто, что лучше соответствовал особенностям его композиторского дара. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался исключить из сюжета "ненужные" детали и "лишних" героев, оставляя лишь персонажей, в которых клокочут страсти.
Комментарии