Российскую точку зрения относительно истории православия отрицают украинские историки. Владимир Билинский утверждает, что киевская митрополия никогда не переносилась во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву. Такую точку зрения он называет имперской притворством.
"Накануне нашествия Батыя в Киев из Константинополя прибыл митрополит Иосиф. Он погиб во время штурма города. В 1243 году по соглашению Батыя обязанности митрополита исполнял бывший игумен Кирилл. В 1250 году его рукоположили на митрополита, но кафедру свою он перенес из Киева в Сарай, чтобы быть возле хана. В 1261 году была образована Сарайская епархия. Этим Кирилл продемонстрировал свою полную лояльность новой власти. Второму митрополиту Максиму также было велено сидеть в Сарае".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вышла книга о битве, освободившей Украину из-под власти Золотой Орды
Третий митрополит Петр занимал кафедру с 1309 по 1326 годы.
"Именно при нем произошли коренные политические изменения, - говорит Владимир Брониславович. - В 1320 году литовский князь Гедимин освободил Киев от татарской зависимости. Украинские земли освободились от Золотой Орды. Именно с 1320 года митрополит Петр стал в Киеве персоной нон грата - нежелательным. Человек, служивший Золотой Орде не мог быть приемлемым для Литовско-Русского государства. Не меньшие неприятности произошли для митрополита Петра в самой Орде. В 1312 году к власти пришел мусульманин Узбек. Мусульманская религия стала привилегированной. Под давлением исламского духовенства хан предложил митрополиту переехать в свои северные улусы. Следовательно, начиная с 1320 года митрополиты не могли иметь свои кафедры ни в Сарае, ни в Киеве. Их там не принимали. Единственным местом, где они могли находиться, были северные улусы империи - будущая Московия".
По его словам, даже российские энциклопедические словари 19 века признавали факт существования отдельных Восточной и Западной митрополий. Российский энциклопедический словарь издательства Крайя в 1855 году писал, что "В 1354 году Алексий был избран в митрополиты. В том же году константинопольский патриарх Филофей назначил в России второго митрополита - Романа. С тех пор западная митрополия отделилась от восточной".
"Не следует обращать внимания на московскую ложь, будто Киевская митрополия отделилась от Московской. Это только русская прихоть, что что Москва во всем должна стоять выше Киева. Перед митрополитом Романом так называемая западная митрополия имела на своем престоле четыре митрополита. Ровно столько, как и золотоордынская , но совсем других", - уверяет Билинский.
Комментарии
28