16 мая началось восстание в поселении Кенгир в Казахской ССР. Оно продолжалось 16 мая - 26 июня 1954. В восстании участвовали около 8000 заключенных. Большинство из них - осужденные по политическим статьям украинцы.
За упоминание об этом восстании будущего поэта Ивана Драча исключили из Киевского университета имени Тараса Шевченко. Он учился тогда на 3-м курсе. Был заместителем секретаря комсомольской организации в университете. Вел идеологическую обучения. Каждую пятницу на политинформации читал рассказ о том, что происходит в мире. Сказал, что "проклятые сталинисты душили танками наших людей в Караганде". Речь шла о восстании политзаключенных в поселении Кенгир.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поминать Максима Драча приехали Жулинский, Мовчан и Заец
"На второй день выхожу из библиотеки университета. Не успел зоглядитися - меня двое под руки в машину посадили и везут в КГБ. Там были двое следователей. Первый начинает ласковый разговор: "Иван Федорович, зачем вы такое говорите? Откуда вы узнали?" Говорю: "Да все говорят". Первый следователь получается. Заходит второй: "Ах ты сволочь! Что ты, б...ть, думаешь, что мы будем тебя терпеть это все? Болтаешь - загремишь!" Такой февраль и бешеный. Я понял, что это такая система допроса: пускают к человеку одного доброго, второго плохого. И вот на этой игре смотрят, на что ты больше реагируешь. За тот рассказ о сталинистах меня схватили за жабры и выгнали из университета, чтобы я не болтал", - рассказывает Иван Драч, пишет "Дніпроград".
От преследований Ивана Драча спасло, что он как раз познакомился с Николаем Винграновским и Сергеем Параджановым. Он пошел в Москве на курсы киносценаристов. В 1960-м Иван Драч приехал в Москву. Там Иван Драч стал кинематографистом. В Москве учился два года.
Владимир Караташ был этапирован в Казахстан в лагерь строгого режима "Степлаг" поселка Кенгир. Там в мае - июне 1954 принимал активное участие в Кенгирском восстании - самого масштабного в истории ГУЛАГа восстании заключенных.
"Во время восстания было так, как у нас на Майдане: все - родные, все - свои. Мы разрушали стены, разделявшие сектора лагеря, строили баррикады из стульев и скамеек с столовой. Мы продержались сорок дней! Но когда я увидел, как танки давят женщин, как выстрелами снайперов были убиты двести с лишним наших стражей, понял: революция закончилась", - вспоминал Владимир Михайлович.
Во время восстания Караташ познакомился с будущей женой Анной. В последний момент успел вытащить ее из-под гусениц танка. Владимир Михайлович разыскал женщину после освобождения в Якутске и женился. На свободе они вырастили сына Михаила и дочь Оксану.
Владимир Караташ умер в ноябре прошлого года от инсульта на 92-м году жизни.
Владимир Караташ оставил три книги воспоминаний: "Прометее Заполярья", "Осторожно: гранаты" и "На баррикадах Кенгира". За последние получил Литературную премию им. Евгения Маланюка.
Комментарии