
В первой половине XIX века парижская уличная жизнь была, насколько можно судить по нравоописательным очеркам того времени, пространством, куда "выплескивались" многие формы городской деятельности, которые нам привычнее представлять себе в помещении. Об этом сообщает издание "Арзамас".
На парижской улице выступали бродячие комедианты, там же шла мелкая торговля, ходили люди с рекламными афишами на спине (то, что сейчас называется "люди-бутерброды"), разносчики предлагали еду и питье, сидели "штопальщицы" — они чинили одежду, а лавку им заменяла большая бочка. Со временем городские власти пытались свернуть такую активнось и торговля стала вестись в более централизованной и цивилизованной форме — в больших магазинах.
Вытеснение торговли с улиц происходило и в другой, более деликатной сфере: проституток, которые расхаживали по улицам в традиционных для них районах, власти принуждали продавать свои услуги только в помещениях, а в 1830-е годы вообще постарались вытеснить их заведения на окраины.
Своеобразным мостом, соединяющим торговлю на открытом воздухе и в помещении, стали пассажи. Пассажи представляли собой ряды лавок, кафе и ресторанов и в этом смысле были настоящими улицами. Но при этом по ним даже в дождливую погоду можно было прогуливаться без всякого зонтика, рассматривая витрины с безделушками.
Париж первой половины XIX века город с очень четко выраженной структурой и разделением на разные районы с разным физическим обликом и, главное, разной репутацией.
В некоторых местах город превращался в своего рода выставку — в первую очередь выставку последних мод. Прежде всего, это происходило в саду Тюильри и на бульваре Итальянцев. Здесь совершалось стихийное разделение на "актеров" и зрителей: одни прогуливались, другие сидели на стульях и рассматривали гуляющих, то есть тоже "гуляли".
Были и другие кварталы, как бедные, так и богатые, где никому бы и в голову не пришло прохаживаться, демонстрируя модные наряды: на правом берегу Сены таким был "старорежимный" квартал Маре, на левом — студенческий Латинский квартал, грязный и бедный квартал Сен-Марсо и аристократическое чопорное Сен-Жерменское предместье.
Для Парижа конца XVIII — начала XIX века особенно важным было разделение на пространство внутри окружавшей город крепостной стены — так называемой Стены откупщиков — и вне ее, за заставами. Стена была выстроена в 1780-е годы для решения совершенно определенной экономической задачи: чтобы удобнее было взимать налог на ввозимые в Париж еду и питье (octroi). Внутри стены продовольствие и алкоголь были дороже, за заставами — дешевле. Поэтому пространство за крепостной стеной было сугубо развлекательным: там строились кабаки, танцевальные залы, там проводило воскресные дни все небогатое население Парижа.
Нововведением XIX века — это ресторан вместо старинных трактиров или табльдотов. Ресторан, во-первых, ввел в употребление "карту" (la carte), или, как принято ее называть - меню. Ресторанный способ обслуживания позволил посетителю выбирать из нескольких закусок, нескольких основных блюд и нескольких десертов.
Важный процесс ,происходивший в Париже в это время, — это новый способ возникновения "звезд". Его можно продемонстрировать на примере такого тогдашнего понятия, как "львы". в разные эпохи его называли петиметром, щеголем или денди. Это как раз тот, кто любит экспонировать себя и свои ультрамодные туалеты на бульварах и в театре. А вот лев в узком смысле слова — это явление гораздо более интересное. Этот не тот, кто хочет, чтобы на него смотрели, а тот, на кого все хотят смотреть.
Светская жизнь трансформируется: теперь больше шансов вызвать интерес не только у широкой публики, но и у завсегдатаев светских гостиных имеет не красавец-щеголь, а журналист, литератор, композитор — но при условии, что он является законодателем мод.
Комментарии