После падения Белорусской Народной Республики в 1918 году под натиском большевиков политика победителей оставалась надежда на сохранение белорусами своей национальной самобытности. Советская Беларусь была уникальной республикой. В ней официально действовали четыре государственных языка: польский, русский, идиш и белорусский.

Еще в начале века здесь почти не было слышно местного говора. В дореволюционном Минске на белорусском говорила только местная татарская диаспора, завезенная в Великое Княжество Литовское еще во времена князя Витовта. Южане ассимилировались и даже принесли в местный говор собственные слова. Например известное белорусское слово "сябры" тоесть друг, имеет тюркское происхождение.
Тогда Минск был российским культурным и административным центром. С началом Первой мировой здесь расположили штаб тыла западного фронта. В Минск потянулись воры со всей империи: из Вильно, Москвы, Варшавы. К середине 1920-х Минск напоминал портовую Одессу. По улицам города бродили мошенники разных мастей, контрабандисты, уголовники.
Относительное спокойствие наступило лишь после советско-польской войны. Минск стал пограничным городом первой в мире страны рабочих и крестьян с идеологически враждебной "барской" Польшей. Столицу БССР быстро очистили от нежелательных элементов. Большевики делали ставку на национальные кадры. В правительстве присутствовали дореволюционные белорусские социал-демократы. Высшее образование также была белорусским. Профессура из Москвы и Ленинграда быстро выучила язык и читала свои лекции языком вчерашних крестьян, которых активно привлекали к индустриализации республики.
Пригороды крупных городов заселяли новоявленными пролетариями. На улицах Минска, наверное, впервые с XVIII века белорусский язык стал обычным явлением. До 1933 года документация и внешняя агитация в Беларуси велась на так называемой "тарашкевице".
Автор, коммунист Бронислав Тарашкевич властью польской Западной Беларуси был осужден на 12 лет. В 1933 году во время обмена политзаключенными между Польшей и СССР оказался в Москве. В том же году на его родине начался активные притеснения его детища.
Белорусский язык реформировали, нарком образования республики пытался приблизить его к российской. Переиначивали на советский манер не только язык. Минскую пивоварню "Богемия", основанную в 1864 году, новая власть переименовала в Государственный Пивзавод № 1 "Беларусь" имени героя революции Гирша Леккерта.

В городе можно было увидеть рекламу нового сорта пива "Полярное". На этикетку белорусского пива каким-то образом попали два белых медведя. В середине 1930-х первые белорусскоязычные школьники раз заканчивали школу. Они вместе со всеми гражданами СССР переживали за экипаж парохода "Челюскин", который застрял во льду дальнего Чукотского моря. Это событие в Минске также увековечили в названии парка культуры и отдыха, который разбили на месте Комаровского леса. Лишь в конце 1980-х в Парке Челюскинцев были найдены остатки расстрелянных НКВД белорусских интеллигентов.
Комментарии