Он однажды сказал: "Не люблю украинцев. Так мало среди них нашел я характеров, а так много мелочности, двуличия и надменности, что в самом деле не знаю, за что я мог бы их любить. Или, может, должен любить Украину как расу... отяжелевшую, разнузданную, сентиментальную, лишенную закалки и силы воли, так мало способную к политической жизни на собственном мусорнике, но стольплодовитую на оборотней самого разнообразного рода".
За сорок лет он написал сто томов, которые до сих пор не изданы. Он поражал всех, кто о нем слышал, а затем — видел. Поэт Николай Вороной встретил Франко во Львове: "Я сначала был разочарован. Я увидел крепкую квадратную фигуру, невысокую, достаточно неловкую, в потертом пиджаке, в обтрепанной вышитой рубашке и мятой шляпе. Широкое лицо с короткими усами и крутым подбородком, нижняя губа немного выдвинута вперед. Обычное лицо. Но глаза: синие, ясные, с выражением энергичной мысли. Сжимая мне руку, он весело сказал: "Ха-ра-шо!" — его любимое выражение, которое он произносил по-московски".
Потом он видел Франко в Вене на Флориянштрассе — он шел неуклюже, в том же наряде, что и во Львове. В руке держал шляпу, а в нем — бумажный "фунтик" с черешнями, которые ел на ходу и выплевывал косточки через губу.
Популярность Франко равнялась разве чтоего бедности. В него стреляли. Его носили на руках, а он ругался: почитатели порвали одолженный фрак! Этот квадратный рыжий мужчина был интеллектуалом европейского образца— и в то же время сыном дикой природы. Было нечто первобытное в том, что Франко ловил рыбу только руками. К нему, знаменитому, приходит, скажем, делегация студентов. А он рыбу ловит. Дает кому-то из них носить вслед за ним мокрую сумку с уловом — и ловит дальше.
Юзефа имела наследственный туберкулез и знала, что не проживет долго
Его интеллект и интуиция, кажется, были нераздельны. Мысль он ловил как рыбу. Его спросили: "У вас большая библиотека, а вы так занят, когда же вы читаете эти книги?" "А я не читаю, я их нюхаю!" — ответил он.
Франко говорил: "Большое влияние на мою жизнь, а значит, и на мою литературу имелимои отношения с женщинами". Его женщины были удивительны — каждая по-своему. Подчас кажется, что в любви все они были мудрее его самого. Есть книга, написанная Романом Гораком почти 30 летназад, "Тричі мені являлася любов". Она в библиотеках всегда "на руках". Там — о единственной жене Франко и про три его любви.
Первой была дочь священника из Лолина, Ольга Рошинская. Он познакомился с ней после 7-го класса гимназии и впоследствии попросил руки. Ему не отказали, но скоро Франко сел в тюрьму за свой социализм. Это осложнило дело. В глазах порядочных галичан Ольга была скомпрометирована. И вдруг ее руки попросил священник Владимир Озаркевич. С его стороны это была жертва: он знал о любви Франко и Ольги. В сущности, взял ее замуж, чтобы она могла свободно видеться со своим возлюбленным. Одна такая встреча Ольги с Франко состоялась в Коломые, подальше от любопытных глаз. Туда и Озаркевич приехал, чтобы отвезти жену домой. Мужчины-соперники встретились по-джентльменски. Потом Ольга писала Франко: "Тогда мне было хорошо и весело, и я счастлива была, когда, глядя на вас обоих, видела вашу приязнь. И любовь горячую стала я испытывать". Ивана скоро снова посадили. Она не забыла его, но оценила благородную душу своего мужа. Франко в письмах упрекал ее по-ребячески безжалостно. Ей это было горько, потому что она любила его до самой своей смерти в 1935 году. А Франко говорил, что эта любовь забрала у него десять лет.
Ольга родила ему четверо детей
Вторая его любовь — Юзефа Дзвонковская, прекрасная златовласая полячка, в которую был влюблен весь Станислав (теперь Ивано-Франковск). Иван просил ее руки. Юзефа отказывала всем, отказала и ему. Но только ему сказала, почему. У нее был наследственный туберкулез, и она знала, что не проживет долго. Юзефа — единственная любовь Франко, которую он не упрекал. Узнав о причине отказа, лишь сказал: ладно, можете не любить меня, но зачем вообще убивать в себе любовь, полюбите хоть кого-то! Юзефа замуж не вышла и умерла тридцатилетней.
Третья любовь — фатальная. . "Явилась третя — женщина чи звір?.. І дармо дух мій, мов у сіті птах, Тріпочеться! Я чую, ясно чую, Як стелиться мені в безодню шлях, І як я ним у пітьму помандрую". С Целиной Журовской (по мужу Зигмунтовская) Франко встретился уже тогда, когда переписывался с будущей женой. Во Львове на почте Целина выдавала письма "до востребования". Эта коротко стриженая девушка не обращала на него внимания. И он начал писать ей письма под именем Маевский. Ей это было интересно. Однажды он подошел к окошку и спросил, будет ли ответ Маевскому. Она увидела рыжего квадратного простолюдина, сказала "нет!" и порвала все те письма. Именно ей он посвятил сборник "Зів"яле листя".
Позже, в 1940 году, когда во Львове открылся музей Франко, туда пришла пожилая госпожа и назвалась Целиной. Все думали, что ее уже нет на свете. Оказалось, она не читала "Зів"ялого листя"! Ее спросили: почему вы не любили Франко? Ответила: "Потому что мне нравились брюнеты!" А, может, она чувствовала, что в действительности поэт не ее любит, а лишь свою мечту о любви.
О Целине он думал до смерти. Когда умирал, она пришла попрощаться — и он не принял ее. Умирал в одиночестве: сыновья — на фронте, жена — в больнице для умалишенных.
Целине нравились брюнеты
Жену, Ольгу Хоружинскую, он взял из Великой Украины. Ольга родом с окраин Гадяча, с Полтавщины. Франко спросил: "А что, если бы некий галичанин, к примеру, я, попросил вас стать моей женой?" Она согласилась. Ей говорили: пропадешь! Но она его любила и уехала с ним. Во Львове он повел ее на почту и показал издалека Целину. Ольга с Целиной еще не раз встретятся.
Горак пишет: "Невероятно, но факт: Ольге было очень больно, что Целина так безразлично относилась к Франко!"
Ольга родила ему четверо детей. Она спасла его от одиночества — но не от него самого. Он не избегал арестов и не скрывал своей любви к Целине. Жил в привычной бедности — и семья так же. Ольга надеялась, что он станет профессором. Но львовский университет провалил его кандидатуру. Именно тогда сказал он слова, цитируемые в начале: "Не люблю русинов..."
В конце 1914 года Ольга попала к сумасшедший дом и вышла оттуда через четыре года, когда Ивана уже не было в живых. На склоне лет Ольга и Целина иногда встречались в музее Франко и вспоминали его. Когда в комнате появлялась Ольга, Целина уважительно вставала.
1856, 27 августа — родился Иван Франко
1874 — знакомство с Ольгой Рошкевич (1857–1935)
1879 — Ольга выходит замуж за священника Озаркевича
1883–1885 — роман с Юзефой Дзвонковской
1886 — бракосочетание с Ольгой Хоружинской (1864–1941)
1896 — сборник "Зів"яле листя", посвященный Целине Журовской
1916, 28 мая — смерть Франко
Комментарии