Ексклюзивы
среда, 16 сентября 2009 17:41

"Вонь стояла от моченой конопли страшная"

Автор: фото предоставлено Музеем Ивана Гончара в Киеве
  Трепание конопли, Черкасчина, начало XX века. Слева — на давице, справа — на тернице. ”Давика и терница одинаковой физиономии, — объясняет 70-летняя Евдокия Гапоненко из села Пески на Черниговщине. — Только давика больше и шире, а терница — уже. Давика ст
Трепание конопли, Черкасчина, начало XX века. Слева — на давице, справа — на тернице. ”Давика и терница одинаковой физиономии, — объясняет 70-летняя Евдокия Гапоненко из села Пески на Черниговщине. — Только давика больше и шире, а терница — уже. Давика ст

"Коноплю сеют ранней весной. Мать нас с сестрой всегда рано отправляла, чтобы шли копать огород. Нужно посеять ее еще задолго до Благовещения, когда еще никто не пашет и не копает, в мокрую землю", — рассказывает 70-летняя Евдокия Гапоненко из села Пески Бобровицкого района на Черниговщине.

Лучше всего сеять коноплю после теплого обильного дождя — вырастет густой и ровной. После холодного редкого прорастает плохо и криво. Хорошо сеять вечером — после заката или на рассвете до восхода — "чтобы воробьи не видели и не пили коноплю".

Под коноплянн ик выбирали низинку, обычно в конце огорода. Лен зато сеяли в поле. Считалось, что конопля, посеянная мужчиной, родит лучше, чем женщиной. Если он будет сеять еще и молча, из чистой котомки, в новой одежде или вообще совсем голый — конопля будет чистой, без сорняков.

У конопли есть мужские стебли — плоски нь, плоскун. Их выбирают через четыре месяца. "А дівчина край дороги недалеко коло мене плоскінь вибирала", — это Шевченко писал о первом сборе конопли. Более грубые женские стебли — мате рку, матку или семянку, — собирали позже — в первой половине сентября. Волокно из плоскони шло на тонкую ткань — для рубашек, скатертей, рушников, на иконы. Из матер ки было грубое полотно — на мешки, стельки. Также на шнуры, веревки, шнурочки.

Чтобы устранить вещество, которое склеивает волокна, коноплю вымачивали — в озерах, копанках-ямах, реках, на болотах.

— Мать складывает ее крест-накрест в воду, — вспоминает Евдокия Гапоненко. — Вот ряд ложит длинный, а тогда сверху ряд поперек крест-накрест. И сверху прижимает землей или кочкой, чтобы не всплывала. И вот она лежит неделю там. И мать говорит: "Посмотришь, Дунька, как вот возьмешь три коноплины да вот так потрешь, если от волокон стебель отпадает, значит, она и готова". Если ж не отпадает кострица, то еще сырая. А если сырая, не отмокла, так тогда плохое полотно —сероватое. А как хорошо вымочится, то бе ло е-бе ло е.

Коноплю в некоторых селах сеяла вплоть до начала перестройки. Чаще всего — на веревки

Стебли мате рки вымачивали дольше, чем плоски нь. Перед тем вытрепывали семена.

— Конопля у нас киснула в лесных озерах чуть ли не до зимы — рассказывает 63-летний Виктор Лысюк, родом из села Кашперовка Барановского района на Житомирщине. — Женщины часто простужались, вытягивая ее в холода. Вонь стояла от той моченой конопли страшная.

От гниения портилась и вода. В"Лісовій пісні" Леси Украинки черт Куць проклинает Килину и Лукашеву мать: "Пропасниця їх досі б"є за те, що озеро коноплями згидили".

— Вот уже она готова, мать в воде ее полощет, чтобы она чистая была, — продолжает Евдокия Гапоненко. — Расставляем вот такими кружочками. Она постоит, высохнет.

Только из хорошо высушенных стеблей выходило легкое и эластичное прядево.

Дальше коноплю трепали — освобождали волокно от кострицы — шелухи из стеблей. Сначала на давице ( бительне), а затем на тернице. Обе делали из коротких колодок на ножках. По длине на них был выдолблен паз, в который заходило закрепленное в одном конце паза подвижное било. Пучки конопляных стеблей укладывали на паз и, протягивая, толкли билом. Полученные волокна мы кали — расчесывали деревянными гребнями. Они становилось шелковистыми. Из ручки трепанного волокна выходила мы чка рас чесанн ого. Из кудели — клока — расчес анн ого волокна скручивали нить с помощью веретена или прялки.

— В Рождественский пост начинают прясть и ткать на станке, — продолжает Евдокия Гапоненко. — У нас мать ткала и отец мамин, дед Кирилл. Не только для себя, но и для людей.

С ткачом или ткачихой рассчитывались обычно продуктами, прядевом или готовым полотном.

Коноплю в некоторых украинских селах сеяли вплоть до начала перестройки. Чаще всего — на веревки, хоть кое-где еще ткали полотно на рубашки и рушники. Все заглохло, когда на закате Советского Союза заговорили о наркоманах. За мак и коноплю милиция начала штрафовать. Их наркотические свойства, вообще-то, были известны издавна. Взять хотя бы поговорку: "Вискочив як Пилип із конопель" — о человеке со странным поведением.

— Вот конопля выросла и начала цвести, — добавляет Евдокия Гапоненко, — мать нас всегда от края ставит полоть или выбирать ее: "Становитесь, девчата, от края, потому что в середке у вас будет голова болеть". А сама посередине.

Конопляным маслом лечили геморрой

Из семян конопли били масло. Сдабривали им еду. Использовали и как лекарство — лечили геморрой и ожоги.

Семена также растирали в ступе, добавляли воду и получали конопляное молоко. Им заправляли блюда, особенно в пост, лечили анемию у детей.

Сейчас вы читаете новость «"Вонь стояла от моченой конопли страшная"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть