"Нас задержало ледовое поле. Будьте осторожны", - такую телеграмму в 23.00 14 апреля 1912 года получил Джек Филлипс, старший радист британского лайнера "Титаник". Самое большое на то время пассажирское судно плыло через Атлантический океан в Нью-Йорк. Предупреждение послали с корабля "Калифорния", который шел своим рейсом через Атлантику. "Отцепитесь. Я работаю", - отбил Филлипс в ответ.
На протяжении воскресенья ему и напарнику Гарольду Брайду пришлось отбить азбукой Морзе и получить 250 сообщений. Заинтересованные новым чудом техники - радиотелеграфом, богатые пассажиры целыми днями забавлялись, диктуя телеграммы родственникам и знакомым на берег или другие суда. Радисты работали по 14 ч в сутки. Старались ради щедрых чаевых. Полученные два предупреждения об айсбергах от разных кораблей затерялись среди сотен частных телеграмм. Еще четырем на капитанском мостике не придали значения.
22-летний Гарольд Брайд, второй радист "Титаника", должен был заступить на вахту в два часа ночи, но проснулся раньше.
- Я видел, как устал Филлипс, и встал, чтобы подменить его, - рассказывал он впоследствии корреспонденту газеты "Нью-Йорк Таймс". - Я не почувствовал никакого толчка и ничего бы не понял, если бы где-то в полночь к нам не зашел капитан Смит: "В 23.40 мы столкнулись с айсбергом, - сказал он спокойно. - Я сейчас узнаю о повреждении. Вы должны быть готовы сигнализировать о помощи. Но ничего не делайте, пока я не прикажу". Минут через 10 он вернулся: "Пошлите сигнал о помощи. Только его".
Радиосигнал беды CQD - "Скорее к нам, опасность" - использовали до 1906 года, а потом заменили на более удобный SOS - три точки, три тире, три точки. Но радисты "Титаника" работали на радиокомпанию "Маркони" и дальше придерживались старого сигнала, - чтобы отличаться от конкурентов. Брайд и Филлипс посмеивались - думали, что это лишь незначительная авария. Ведь капитан в начале путешествия сказал: "Даже Господь не сможет потопить этот корабль".
- Что вы выбиваете? - в третий раз заглянул к ним Смит.
- CQD, - ответил Филлипс.
- Дай SOS, - шутя посоветовал Брайд. - Это новый сигнал. Может, это твой последний шанс его послать, - и все трое расхохотались.
Эти слова станут вещими.
Гарольд выглянул на палубу. И ужаснулся: люди в панике бегали по кораблю, который начал оседать.
- Мы действительно тонем! - крикнул товарищу.
Каждые 5 мин. они передавали новые и новые сообщения: "Немедленно на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Тонем". "Мы будем эвакуировать женщин". "К нам, как можно скорее. Вода дошла до машинных котлов". Радисты нескольких кораблей и даже любители с земли поймали сигнал. На помощь отправилось английское судно "Карпатия". Оно было на расстоянии всего лишь 58 морских узлов - 93 км. Но при тогдашней скорости понадобилось свыше 4 ч, чтобы подойти к "Титанику". В два часа ночи капитан отпустил радистов:
- Ребята, вы очень хорошо поработали. Теперь вы свободны.
Но операторы остались на посту до тех пор, пока работал передатчик. Брайд надел на Филлипса, который не отрывался от аппарата, пальто и спасательный жилет.
- Вода полилась в рубку, - вспоминал Гарольд. - Я пошел к нашим каютам за деньгами, а когда вернулся, увидел кочегара, который подкрался к Филлипсу сзади. Тот работал и ничего не замечал, а кочегар тем временем начал расстегивать на нем жилет.
Радисты поколотили вора и вышли на палубу.
- Филлипс побежал в одну сторону, я в другую. Больше я его не видел. С кормы донеслась мелодия церковного гимна. Я увидел раскладную шлюпку. Какие-то мужчины пытались сдвинуть ее с места. Среди них не было моряков, потому я решил помочь. Но тут громадная волна прокатилась по палубе и меня смыло в океан.
В воде Гарольд оказался в воздушном кармане - его накрыла шлюпка.
- Я задыхался, казалось, мне конец. Не знаю как, но последним усилием воли я заставил себя набрать воздух в легкие и нырнуть. Наконец смог хватить свежего воздуха и посмотрел на "Титаник". Его было замечательно видно. Взрывов не слышал, но по столбу искр догадался, что они были. Корабль погружался постепенно, как громадная утка, которая хочет нырнуть.
Радист влез на перевернутую шлюпку и, обессиленный, лег. Другие уцелевшие тоже карабкались и садились около него. Было так тесно, что держали друг друга за куртки, чтобы не соскользнуть.
- Кто-то сел мне на ноги, их зажало между рейками. Ноги нестерпимо болели, но я был так слаб, что не мог попросить того мужчину встать. К шлюпке подплывали другие люди, но никто не подавал им рук. На это было страшно смотреть. Они тонули.
В 4.10 15 апреля к месту катастрофы подошла "Карпатия". На воде держались 20 шлюпок. Вокруг в спасательных жилетах плавали трупы.
На обмороженных и раздробленных ногах по веревочной лестнице Брайд с трудом поднялся на "Карпатию". Когда его подхватили чьи-то руки, потерял сознание. Пришел в себя в каюте: какая-то женщина вытирала ему лицо и убирала с него волосы. Ноги ему пришлось лечить в госпитале. Компания "Маркони" наградила Брайда золотыми часами с надписью: "В знак благосклонности человеку, который исполнил свой долг и сделал это отважно".
3
собак - двух померанских шпицев и пекинеса - сумели пронести с собой в спасательные шлюпки пассажиры "Титаника". В целом на борту лайнера, судя по уцелевшим документам, было 12 собак. Почти все занимали роскошные новенькие вольеры-апартаменты. Лишь 19-летней Хелен Бишоп, которая недавно вышла замуж, по специальному разрешению капитана судна можно было держать собачку Фру-Фру в своей каюте первого класса. Когда объявили, что места в спасательных шлюпках не хватит даже для людей, Хелен оставила собачку в каюте. Писала впоследствии, что когда ее там покидала, всегда спокойная Фру-Фру так отчаянно цеплялась за подол ее платья, что разорвала его. Этот момент навсегда остался самым ужасным воспоминанием в жизни Хелен.
В судовых списках был немецкий дог. Его хозяйка, 50-летняя Энн Ишем, отказалась садиться в шлюпку без собаки. Пассажиры немецкого судна "Бремен", которое подошло на помощь позже, рассказывали, что видели в воде мертвую женщину. Она обнимала за шею большую породистую собаку. Она тоже была мертва.
1898 - американский писатель Морган Робертсон издал роман "Тщетность". В нем описал, как наибольший в мире трансатлантический лайнер "Титан", полный богатых пассажиров, холодной апрельской ночью столкнулся с айсбергом и затонул. Через 14 лет все это случилось в действительности - с "Титаником".
1912, 10 апреля - "Титаник", наибольший тогдашний лайнер - длиной почти 269,1 м, высотой 52,4 м - отправился в свой первый и последний рейс из английского Саутгемптона в Нью-Йорк. Среди пассажиров - миллионеры, нефтяные короли, модельер, графиня, помощник президента. Шестидневное путешествие в каюте экстра-класса стоило $4350 - около $50 тыс. на сегодня.
1912, 14 апреля - в 23.40 на расстоянии около 450 м от судна один из матросов заметил "черный" айсберг – это такой, который недавно перевернулся в воде. Белый увидели бы за милю. Через 39 с произошло столкновение. Пробоина в корпусе "Титаника" достигала 100 м в длину. Из 16 водонепроницаемых отсеков шесть были прорезаны.
1912, 15 апреля - в 2.20 ночи "Титаник" пошел ко дну - через 2 ч 40 мин. после столкновения. Из 2224 пассажиров и членов экипажа погибли 1517.
1985, 1 сентября - обломки "Титаника" обнаружили посреди Атлантики на глубине почти 3800 м.
Комментарии
1