"Ленин говорил: "Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны". Но народ уверен, что большевистский коммунизм есть комисарократия плюс расстрельные команды", — писали кронштадтские "Известия" в дни восстания матросов и гарнизона города против большевистской диктатуры в начале марта 1921-го. В советской истории эти события называли "Кронштадтским мятежом".
Большевики победили в гражданской войне, но экономика страны, которой они завладели, была на грани краха. Большие города обезлюдели. Например, население Петрограда уменьшилось втрое, Москвы — вдвое. Всю "Совдепию" охватили крестьянские восстания против грабительских продовольственных налогов — продразверсток. Ленин считал, что они опаснее всех "белых" генералов вместе взятых. В феврале 1921-го в Петрограде не хватило хлеба. Местная власть ограничила и без того короткий продовольственный паек. Не хватало угля — прекращали работу заводы и фабрики. В городе начались демонстрации и беспорядки. Недовольны были и красноармейцы. В некоторых частях у солдат даже забрали сапоги — чтобы сидели по казармам и не участвовали в протестах. Разгонять демонстрации отправляли более благонадежных курсантов военных школ.
Матросы недалекого Кронштадта — основной тогда базы Балтийского флота — также страдали от недостатка продовольствия и топлива. 26 февраля команда линкора "Петропавловск" отправила в Петроград делегацию узнать о ситуации. Там они увидели окруженные войсками заводы и фабрики, пообщались с рабочими. По возвращении делегации матросы приняли резолюцию с 15 пунктами требований: переизбрание советов и допуск к выборам социалистических партий и анархистов, освобождение арестованных во время беспорядков. Относительно политики на селе был отдельный пункт: "Дать полное право действия крестьянам над своею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом".
1 марта на центральной площади Кронштадта состоялся многотысячный митинг. Усмирить матросов приехал председатель ВЦИК — большевистского парламента — Михаил Калинин. Кронштадтцы его освистали и поддержали резолюцию "Петропавловска". В ночь на 2 марта восставшие матросы арестовали комиссара Балтфлота и несколько сотен коммунистов, а затем избрали Временный Революционный комитет, который взял на себя всю власть.
Председателем кронштадтского повстанческого ревкома стал старший писарь "Петропавловска" 29-летний Степан Петриченко. На Балтийском флоте он служил с 1912-го. В большевистскую партию вступил в 1919-м, однако вскоре не прошел перерегистрации. С апреля по сентябрь 1920 года был в отпуске дома на Полтавщине. Видел, как там против новой власти орудуют повстанческие отряды. Однажды его даже там арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Вернувшись в Кронштадт, Петриченко всячески расхваливал махновщину и украинское движение. За это получил прозвище "Петлюра".
Из 15 членов Кронштадтского повстанческого ревкома трое были украинцами. Петриченко потом говорил, что три четверти кронштадтского гарнизона были выходцами из Украины. Некоторые из них, прежде чем попасть на рабоче-крестьянский красный флот, воевали в антибольшевистских армиях. Американский исследователь Пол Эрвич пишет, что более трех четвертей повстанцев были крестьянами по происхождению. Во время отпусков или до того, как попали на флот, сами видели, что такое большевистская политика военного коммунизма — грабежи-продразверстки, "красный террор".
Кронштадтское восстание было антибольшевистским, но не антисоветским. Ведь одним из главных требований повстанцев было проведение свободных — правда, лишь для левых партий и анархистов — выборов в советы. Кронштадтский ревком был настроен на переговоры с правительством большевистской России. Но оно требовало только капитуляции.
Быстро — пока не вскрылся лед, чтобы добраться прямиком к восставшему морскому городу-крепости, — начали готовиться к штурму. Руководить им поручили одному из лучших большевистских военачальников — командарму Михаил Тухачевскому.
8 марта он повел войска на первый штурм. Неудачно: многие красноармейцы не хотели идти в атаку. Комиссар одной из дивизий докладывал, что солдаты потребовали сначала отправить в Кронштадт делегацию, чтобы выяснить причины восстания.
"Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, который восстал против властвования коммунистов для восстановления настоящей власти Советов", — заявил кронштадтский ревком.
Готовясь ко второму штурму, большевистский Реввоенсовет созвал со всей страны самые надежные части. Усилили их партийными кадрами. Поэтому в три ночи 17 марта на штурм Кронштадта вместе с военными шли и 300 делегатов Х съезда ВКП (б), который проходил как раз в эти дни. 15 из них погибли.
Сначала повстанцам удавалось отбивать атаки, перебрасывая подкрепление на грузовиках в места самых ожесточенных столкновений. В 16.00 даже перешли в контрнаступление. Но здесь на них в атаку пошел кавалерийский полк. Кавалеристы ворвались в город и решили исход боя. В тот же и следующий день большинство членов ревкома и около 8 тыс. повстанцев Кронштадта отступили в соседнюю Финляндию.
Большевистский нарком военно-морских дел Лев Троцкий пообещал Ленину подтянуть дисциплину на Балтийском флоте. Результат его усилий: до лета 1921 года трибуналы вынесли 2103 смертных приговора, а еще 6459 участников восстания получили длительные сроки заключения. Более 10 тыс. жителей Кронштадта — около половины — как неблагонадежных "кронбунтовщиков", переселили в другие регионы страны.
Большевики вскоре все же выполнили все экономические требования кронштадтских повстанцев. В марте 1921-го на Х съезде ВКП(б) вместо военного коммунизма внедрили Новую экономическую политику — НЭП.
Петриченко-"Петлюра" стал шпионом
После поражения восстания Степан Петриченко-"Петлюра" с другими кронштадтцами отступил в Финляндию. Работал на деревообрабатывающих заводах. В 1922 году посетил Ригу, где его завербовали советские спецслужбы. В 1937-м отказался от сотрудничества, но в 1940-м возобновил связи. В 1941 году был арестован финской властью. В сентябре 1944-го, после того, как Финляндия вышла из войны, его репатриировали в СССР. Там арестовали и приговорили к 10 годам лагерей "за участие в контрреволюционной террористической организации и принадлежность к финской разведке". В апреле 1947 года умер в Соликамском лагере.
Комментарии