Этим летом на Тернопольском пруде, который занимает 300 га площади в центре города, после реконструкции опять начал курсировать пассажирский теплоход ПТ-50. Тарас Парий, 75 лет, первый капитан теплохода, за его ремонт взялся в позапрошлом году. Судно 14 лет ржавело на берегу, а до этого было затопленным.
— Сегодня в Украине такого старого судна в рабочем состоянии уже нигде нет. Все списали и сдали на утиль, — утверждает капитан, именем которого и назвали восстановленное судно.
Теплоход ПТ-50 изготовили весной 1964-го специально для Тернопольского пруда в белорусском городе Бобруйске. Он стоит на реке Березина — притоке Днепра. В Киев судно спустили по реке, а дальше должны были везти в Тернополь.
— Из столицы теплоход выпустили аж в конце сезона, потому что в том году было жаркое лето, и в Киеве не справлялись с перевозкой людей на пляжи, — рассказывает Парий. — Поэтому придержали наш ПТ-50. А в сентябре погрузили его на КРАЗ с прицепом и привезли нам. Доставить судно на водоем, который не имел выхода к морю, в те времена было ой как проще. Из обкома была команда, и все соответствующие службы давали зеленый свет. Перекрывали дороги, милиция делала сопровождение. КРАЗ задом заехал в воду, и я катером, с третьего раза, стянул наш ПТ-50 вниз.
До тех пор на Тернопольском пруде уже ходили два небольших прогулочных катера. Потребность в большем судне появилась после 1963-го — тогда на противоположном от центра города берегу открыли пляжи. ПТ-50 начал перевозить туда людей.
— Билет стоил 15 копеек. Пассажиров было много, солярка дешевая, но теплоход все равно считали убыточным. Потому что работал три-четыре месяца в год, а остальное время нужно было содержать команду из четырех человек — капитана, механика и двух матросов. Последние часто менялись, потому что это не очень хорошая работа: целый сезон — и в воскресенье, и в праздник — утром до вечера крутить канаты. Выходных не было, и работали по 12 часов в день. Потому что считали, что отдохнуть сможем в дождливые дни и в зимний период. В первые годы работы у меня была ставка 180 рублей, потом подняли до 220.
Несчастных случаев на теплоходе не было. Но доставать людей из-за борта приходилось.
— Где-то в начале 1970-х спасали парня из воды в первый же рейс сезона — 1 мая. Как раз парад закончился, люди уже в ларечках по 100 грамм приняли — пассажиров с 50 было. Зашли дальше чем за половину озера. Чувствую — крен на одну сторону. Сразу понял, что кто-то прыгнул в воду, и люди на один борт сразу перешли. Включил тревогу, перешел на циркуляцию — пустил теплоход по кругу, чтобы к парню подойти. Но близко не могу — боюсь, чтобы не забить винтом, так как криминал будет. А тот дурак еще и в одежде спрыгнул — зачем ему это было? Сначала еще немного держался, а потом вижу — как топор идет к дну. Кричит: "Спасай, у меня двое детей". Спасательный круг, который мы ему бросаем, даже не может схватить. Наконец матрос выпрыгнул за ним. Когда вытащили, я его в рубке закрыл, чтобы не убежал, пока до милиции довезу. Наверное, штраф ему впаяли.
После распада Союза теплоход передали на баланс троллейбусного депо и сразу отдали в аренду частной фирме на 10 лет. Но через год ПТ-50 стал. А в 1995-м судно затонуло у причала.
— Директор депо организовал кран, насос. Откачали 17 тонн воды, вытащили на берег. Сняли мотор, чтобы не разворовали. Так оно все и ржавело понемногу.
В позапрошлом году Парий подал в горсовет предложение восстановить судно. На то время это был только ржавый каркас. Его оценили в 3 тыс. грн. Два года работы — и восстановленное судно опять возит людей по Тернопольскому пруду.
62
теплохода типа ПТ-50 выпустил Бобруйский судоремонтный завод в Беларуси. Тот, что плавает в Тернополе, был 55-м. Теперь он единственный действующий из этой серии.
Комментарии
7