В воспоминаниях Панаса Саксаганского есть фраза: "Стояла зеленая осень". Так мог сказать только степовик, ведь в степи осень не золотая, а именно зеленая, потому что всходит озимая. У его отца, мелкого херсонского землевладельца Карпа Тобилевича, было шестеро детей. Четверо из них стали театральными деятелями: Мария (Садовска-Барилотти), Иван (сценический псевдоним Карпенко-Карый), Николай (Садовский), и самый молодой — Панас (Саксаганский).
В тех степях ему везло на хорошую компанию. Сызмальства знал Марка Кропивницкого, основателя нового украинского театра. Одноклассники Панаса — знаменитый позже меценат Евгений Чикаленко и Александр Тарковский, отец поэта Арсения Тарковского и дед Андрея Тарковского, кинорежиссера.
Впоследствии, когда братья Тобилевичи с труппой Кропивницкого выступали в Петербурге, пресса заметила, что это "люди из интеллигентного слоя", что не было типичным для тогдашних актеров. На спектакли "Назар Стодоля" и "Наталка Полтавка" ходил царь Александр ІІІ и даже дал аудиенцию артистам. Корреспонденты британских газет сообщали, что царь преклоняется перед украинцами. Это не так, но успех был грандиозный. По газетам: "Хохлы и хохлушки решительно и по праву завоевали внимание Петербурга". О Саксаганском писали: "Счастливая внешность, выразительное лицо, прекрасный голос и бесспорный талант".
Его жена вспоминала, как познакомилась с братьями Тобилевичами перед представлением: Иван и Николай ей очень понравились, а будущий муж — испугал, потому что собирался идти на сцену в роли пьяницы и выглядел уродливо.
Его способность к перевоплощениям — легендарная. В первом акте "Суеты" Карпенко-Карого играл романтичного молодого Ивана, а во втором — старого пьяницу-повара Тарабанова. И никто его не узнавал. Умел играть все — от высокой трагедии до фарса. Как-то его в роли старого маразматика Пененжки в "Мартыне Борули" увидел профессор-психолог и сказал, что по этой роли можно писать диссертацию по психопатологии. А эта роль всем актерам казалась мелкой, и ее выбрасывали из пьесы, да и теперь часто выбрасывают.
Саксаганский сыграл почти сто ролей, среди которых, говорят современники, не было лучшей, потому что все — лучшие. В "Сватанье на Гончаровке" воплотил глуповатого Стецько. Когда пел " На курочці пір"ячко рябеє, чи ти вийдеш, серденько, за мене", публика неистовствовала — так красиво это звучало и так жаль было Стецько.
— Пора меняться, вы идите в оперу, а я — в драму! — говорил Саксаганскому Шаляпин.
Они были знакомы. Шаляпин начинал карьеру в украинской драматической труппе. В комедии "За двумя зайцами" Саксаганский стал соавтором роли Голохвастова. Это он придумал монолог "Ежели человек подимется своим умом выше лаврской колокольни.".
Он продумывал роль до мелочей. Но был и безудержно горячим, особенно в молодости. В Одессе его доставал подкупленный газетный рецензент. Как-то Саксаганский не выдержал и влепил ему три здоровенных пощечины. Дошло до суда. Артист защищал себя самого, и все присутствующие в суде аплодировали ему. Судья кричал, что здесь не театр, и присудил месяц ареста — на гауптвахте, потому что у актера был чин армейского подпоручика. Но начальник гауптвахты сказал, что мест нет и не скоро будет.
В Одессе Саксаганского уважал даже грубиян-градоначальник Зеленый. Говорил:
— Моя жена, дура, шастает к вам в театр каждый вечер!
Моя жена, дура, шастает к вам в театр каждый вечер
Иногда через госпожу Зеленую выпрашивали разрешение играть спектакль, потому что тогда украинский театр не очень пускали в украинские города. После триумфа труппы Кропивницкого в Киеве 1883-го их не пускали сюда десять лет. Поэтому странствовали по России, по Волге. Там другие хлопоты: украинцев принимали, а евреев — нет. А весь оркестр труппы Саксаганского — евреи. Он нанимал местных россиян. Те сильно пили. Симбирский полицмейстер спросил, почему оркестр так плохо играет. Саксаганский объяснил.— В следующий раз привозите хоть вагон евреев, я разрешаю! — сказал полицмейстер.
Брат Саксаганского, тоже великий артист Николай Садовский, был ревнивым и нередко ссорился с Панасом. Когда театральные коллективы Садовского и Саксаганского ненароком оказывались в одном городе, публика разрывалась, потому что любила обоих. Чтобы не делать конкуренции друг другу, они договаривались, кто где будет играть. Например, Николай телеграфировал брату: "Играй, не бойся, не приеду!"
А начинали вместе — и красиво. В Одессе, бывало, Саксаганский после спектакля нес на руках в гостиницу Заньковецкую, а ее муж, Николай Садовский, шел сзади и добродушно ворчал. А городовые брали под козырек, увидев офицера с дамой на руках.
Все трое братьев объединились в одну театральную труппу в 1900 году и играли вместе, хотя и недолго. Окончательно Панас и Николай помирились в 1920-х. Но большевики не давали им открыть свой театр — боялись, что положат на лопатки все "правильные" новые советские театры. И братья выступали по клубам.
Впрочем, Саксаганскому в 1925 году дали звание народного артиста УССР, а к 80-летию — народного артиста СССР. Но он тогда уже не мог ходить по сцене. Еще в 1931-ом играл иногда в "Наталке Полтавке" Возного — одну из своих коронных ролей. Но за кулисами на всякий случай сидел загримированный и одетый актер-дублер. В последний раз Саксаганский вышел на сцену в роли Возного, когда праздновали 50-летие его театральной деятельности.
Он мечтал об Отелло. Однако тогда у украинского театра не было разрешения играть переводные пьесы. А потом стало поздно. Представление он таки поставил — сам. Но Отелло там играл уже другой актер.
"Автомобили испугаются и побегут в разные стороны"
Саксаганский любил рассказывать анекдоты и устраивать розыгрыши. Как-то в 1908 году в Киеве, на Сырце, выступал с показательными полетами одесский авиатор Уточкин. Сошлось много народу. Саксаганский с сыном Петром стояли в толпе около какого-то старого полковника.
— Смотри, сколько здесь автомобилей! — подмигнул Саксаганский сыну. — Когда Уточкин взлетит, они испугаются и побегут в разные стороны. Это опасно, нам нужно стать в другом месте!
Сын с отцом начали притворно обеспокоенно обсуждать, куда бы им отступить в случае такой неприятности. Сосед-полковник клюнул на игру и начал им объяснять, что автомобили не кони, они не могут испугаться. Саксаганский слушал сначала будто и недоверчиво, потом горячо благодарил — с такой же серьезной миной на лице, хотя все вокруг еле сдерживались от смеха.
1859, 15 мая — Панас Саксаганский (Тобилевич) родился в с. Камьяно-Костуватом Бобринецкого уезда на Херсонщине (теперь Николаевская область). Учился в реальном училище в Елисаветграде (в настоящее время Кировоград). Окончил военное училище. Подпоручик, командир роты
1883 — подал в отставку, пошел на профессиональную сцену в Одессе — в труппу Михаила Старицкого и Марка Кропивницкого. Жалованье — 150 рублей против 50 офицерских
1890 — с братом Иваном возглавил театральную труппу, просуществовавшую 19 лет
1897 — на Всероссийском съезде актеров читал написаннйы Карпенко-Карым доклад, начинавшийся так: "Состояние театрального дела в России находится в жалком положении"
1903 — познакомился в Варшаве с Ниной Левченко, ставшей его женой. Раньше от актрисы Любви Квитки появился сын Петр, который рос с отцом, стал инженером. Внук Саксаганского, Богдан Тобилевич, — архитектор. Правнук Петр — российский актер, живет в Москве. Хранит архив прадеда, который будет передан в Киев, когда здесь откроют музей Саксаганского
1918 — директор Государственного народного театра в Киеве
1935, 12 мая — в последний раз вышел на сцену
1940, 17 сентября — умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище рядом со Старицким, неподалеку Садовского и Заньковецкой
Комментарии