В начале 1980-х, преподавая украинский язык, на уроке литературы как-то спросил восьмиклассников, верил ли Тарас Шевченко в Бога. В классе гнетущая молчание. Действительно: в его произведениях были библейские мотивы, но — он же революционер-демократ. А разве могут революционеры быть верующими? Я объяснил так, как рекомендовала учительская методичка. Мол, Бог для Великого Кобзаря был символом правды, добра, справедливости. Ученики облегченно вздохнули.
Каждая эпоха создавала свой образ Шевченко. В царские времена он был политически опасным. В советские — канонизирован как Кобзарь-революционер, певец обездоленных, мечтавший о "семье вольной, новой". Монументы поэты были, как сейчас политическая реклама на бигбордах в канун очередных выборов.
По селам бюсты Ильича замещают поэтом
Впрочем, ставя Шевченко памятники, большевики в 1933-м выбрасывали его портреты из домов голодающих. А тех, кто цитировал его для защиты от репрессий, расстреливали еще до Соловков. И в то же время присваивали имя Шевченко заведениям, учреждениям и улицам. Киевская "павловка", кстати, — госпиталь для душевнобольных на ул. Фрунзе, 103 — до 1936-го была "Первой психоневрологической больницей им. Шевченко"."Кобзаря" печатали на многих языках народов СССР и мира. Но "отредактированного" — без, скажем, "Разрытої могилы" или " Якби то ти, Богдане п"яний". В школьной программе стихотворения подбирали так, что с Шевченко могло быть две ассоциации — усатый поэт в меховой шапке и "Садок вишневий коло хати". Спасал только он сам, потому что гений.
В настоящее время в Украине по количеству памятников Тарас Шевченко, наверное, уже опередил вождя мирового пролетариата. По селам часто бюсты Ильича просто замещают поэтом. Цветы уже можно нести без страха. Два раза в год — в начале марта, когда родился и умер, и в конце мая — когда тело поэта перехоронили на Родине. До "Садка вишневого" таки добавилась "Разрита могила". Кажется, все.
Мазепинциы, петлюровцы, бандеровцы, — по-всякому украинцев называли и называют недоброжелательные соседи. Шевченковцами — никогда. Потому что мы ими и не стали.
Весной 1939-го в СССР прокатилась волна "шевченкомании"
На месте киевского памятника поэту стоял царь Николай I
"Хочу поделиться с тобой впечатлениями об открытии памятника Т.Шевченко. Это было действительно что-то величественное", — писал из Харькова приятелю молодой Олесь Гончар в 1935-м.
Закладка памятника в городском парке Харькова состоялась за год до этого — в марте 1934-го, — когда праздновали 120-летие дня рождения поэта. А всесоюзный конкурс на памятник для тогдашней столицы Украинской Социалистичной Советской Республики — такая тогда была ее официальное название — объявили еще в 1929-ом. Выиграл проект скульптора Матвея Манизера и архитектора Иосифа Лангбарда.
В сооружении монумента задействовали свыше 200 рабочих разных профессий. Использовали 400 т — 25 вагонов — декоративного камня лабрадорита и 30 т бронзы. При создании скульптурных композиций, которыми окружили постамент с Шевченко, позировали актеры театра "Березиль" Леся Курбаса. Наталия Ужвий с маленьким ребенком поэта Михайля Семенко появилась в образе Екатерины. Из Амвросия Бучмы, Ивана Марьяненко, Александра Сердюка скульптор лепил запорожца, крестьянина-крепостного и солдата. Всего в композиции, кроме поэта, 16 фигур.
Скульптор Матвей Манизер также стал автором памятников Тарасу Шевченко в Киеве — перед зданием университета и на могиле поэта в Каневе на Черкащине. Оба установили в 1939-ем — к 125-летию поэта.
В парке перед университетом в Киеве с 1886 года стоял памятник императору Николаю I. В 1918-ом большевики сняли статую с пьедестала, но гранитный постамент оставили. Когда умер Михаил Грушевский, его использовали для надгробия на могиле историка.
Использовали 30 тонн бронзы
Скульптор Матвей Манизер и архитектор Евгений Левинсон ограничились 4-метровой бронзовой фигурой поэта. Но когда уже готовый монумент привезли в университетский парк, оказалось, что он маловат для этого пространства, да еще и на восьмиметровом постаменте из красного гранита. Поэтому памятник установили в Каневе. А для Киева Манизер почти повторяет скульптуру и делает фигуру на 2 м выше.
Памятник сделали на Ленинградском заводе художественного литья. Открытие монумента 6 марта 1939-го превратили в политическое мероприятие союзного масштаба. В нем участвовали делегации из всех республик.
"Шевченкомания" прокатилась по всему Союзу. В Москве и Ленинграде прошли выставки и литературные вечера. В Казахстане, где Шевченко отбывал ссылку в 1850–1857 годах, его именем назвали город, район, сельсовет, три школы, улицу, и рыбсовхоз. В Тбилиси впервые издали "Кобзарь" на грузинском. Поэты Каракалпакии перевели 31 стихотворение и отрывки из пяти поэм. "Правда" назвала Шевченко "великим сыном украинского народа, поднявшим украинскую литературу к вершинам, достойным народа с богатым историческим прошлым".
В мае 1939-го в Киеве состоялся "шевченковский" пленум Союза писателей СССР. Его участники послали телеграмму Сталину.
"Все народы нашей Отчизны отмечали юбилей Шевченко как большой праздник социалистической культуры, как свое родное кровное дело, — писали они. — С огромной радостью говорим мы об этом Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, мы знаем, с каким вниманием и заботой отнеслись Вы к делу подготовки и организации этого культурного праздника народов СССР, — праздника, в котором так ярко воплотилась нерушимая сталинская дружба народов".
"Сталинская бюрократия строит памятники Шевченко, однако только ради того, чтобы покрепче придавить этим памятником украинский народ и заставить его языком Кобзаря прославять кремлевскую клику насильников". Это того же в 1939-м написал в Мексике соперник Сталина и изгнанник Лев Троцкий.
70 лет назад Киевский университет получил новое имя
Указ об открытии в Киеве "Императорского университета св. Владимира, составленного из 2-х факультетов: философского и юридического" царь Николай I подписал в1833 году. Сразу после подавления Польского восстания в 1830–1831 годах, в котором участвовала пленная шляхта и интеллигенция Правобережной Украины. Поэтому задачей нового университета была русификация "Юго-западного края". Официально университет открыли 27 июля 1834-го. Тарас Шевченко здесь работал по окончании Петербуржской академии искусств как сотрудник археографической комиссии — в 1845–1846 годах.
В 1920-ом большевики все университеты превратили в институты народного образования. Киевскому присвоили имя Михаила Драгоманова. Университет опять стал университетом в 1933 году. 6 марта 1939-го во время празднований 125-летия со дня рождения Тараса Шевченко Киевскому университету присвоено его имя.
Комментарии
7