— Это бюст Александра Яценко, Гавриила Демьянишина и Ивана Касияненко, — рассказывает 70-летний Федор Щербатюк. — Яценко прислали из Винницы, чтобы организовывал колхоз. Он такой интеллигентный был. Хотел людей убедить, а не насильственно в колхоз сгонять. А мог бы, даже револьвер в кобуре носил. А уже Демьянишин с Касияненко ему помогали как комсомольцы. Однажды на дороге его встретили сельские бабы и начали бить. А среди них один мужик — стал душить Яценко. Хотел убить или нет, а получилось, что задушил. Потом в тюрьме отсидел.
В честь Яценко назвали колхоз, в селе появилась ул. Демьянишина.
— Те головы должны были стоять на аллее Славы, по дороге в клуб, — говорит вдова Николая Донченко, 69-летняя Мария. — Но муж не успел, тоже убили его 20 лет назад. Николаю Федоровичу тогда исполнилось лишь 54. Официально — умер от гипертонии. Но разве же мы не видели, что его задушили? Горло все опухшее было.
Заявление в прокуратуру не подавала. Крестьяне говорят, ей угрожали, намекали на сыновей.
— Разве же я не знала, что это заявление ничего не даст? А у меня двое детей, о них нужно было думать. Позже экстрасенс из Киева сказала, что убили у воды. Было трое гражданских и один в милицейской форме. Так мы и так видели, что грязь была на туфлях. Значит, около пруда все произошло.
Хотел убить или нет, а получилось, что задушил
Односельчане тогда предполагали, что к делу причастно районное руководство. Мол, многие зарились на пруды — их в Ометинцах 16. Ведь благодаря разведению рыбы колхоз стал миллионером.
Донченко заказал скульптору Василию Беденко создать четыре бюста, когда тот работал над мемориалом Славы в центре села. Его открыли 9 мая 1987-го. А бюсты остались стоять во дворе дома, где жил художник. После его отъезда там поселился местный. Монументы мешали ему, и он перекатал их в посадку.
— Кто ему помогал таскать те головы, никто не знает. Они же тяжеленные! — замечает голова Ометинецкого сельсовета Надежда Довженко, 52 года. — Но теперь они стоят в рядок как раз напротив мемориала Славы. Так мы когда убираем мемориал, то и здесь все зачищаем. Если бы каждый год не убирали, то все бы уже позарастало. Тех голов и видно не было бы. Когда были в сельсовете средства, то и белили.
При председательстве Николая Донченко в Ометинцах построили школу, тракторный стан, обновили животноводческую ферму, посадили несколько гектаров сада, запустили соковый завод, начали строить консервный, разводили рыбу.
— Хозяин был, — говорят в селе. — А теперь что осталось от того? Одни чапраки. И памятники его в посадке.















Комментарии
2