" До Дмитра дівка хитра, а по Дмитрі хоч нею комин витри", — говорили на Украине. Потому что до начала ноября когда-то сватались. А пора свадеб продолжалась вплоть до Пилиповки, которая начинается 28 ноября.
Свадьбы играли на протяжении целой недели:
П'ятниця — починальниця,
Субота — коровайниця,
Неділя — вінчальниця,
У понеділок — їсти та пити,
У середу — похмелятися,
А в четвер після обіду
Та й додому поїду.
Сватать девушку жених шел со сватами — отцом и близкими родственниками.
— Пришли к нам за дочкой, — рассказывает 67-летняя Нина Горбач из села Пивцы Кагарлицкого района на Киевщине. — "Мы хотим телочку купит, не продаете ли? Может, у вас здесь есть такая, чтоб и недорогая, и хорошенькая была". А я говорю: "У нас есть, только что молоденькая. Мы не продаем". — "Ну, может, дороже хотите, все равно мы ее купим". Слово за слово. Ну а тогда уже сват рука в руку — все. Сваха свой хлеб, а я свой. Поменялись. Они графин свой принесли. Сваха сначала угощает, а потом уже я.
В знак согласия девушка разрезала принесенный хлеб. "Ріжу цю хлібину, а ви мене прийміть як свою дитину", — говорила она старостам.
Когда же парень девушке не нравился, получал гарбуза. Потому что если "хлеб — всему голова", то тыква по форме напоминает место, диаметрально ей противоположное.
На обручении молодая одаривала всех рушниками.
— Перевязывает их рушниками, платками. Рубашку дарит молодому и свекру. А матери — платок. Ну и договариваются о свадьбе, — продолжает Нина Мироновна.
Приглашать гостей на свадьбу шли жених со старшим боярином и невеста со старшей дружкой. Когда возвращались в дом, начинался девичник. Молодую мыли, наряжали в свадебную одежду и расплетали ей косу.
Невестка приезжала к свекрови с черной курицей в руках
В церковь молодые шли отдельно. Оттуда жених ехал домой, а затем со свадебным почтом за невестой. В почте должно было быть непарное количество гостей — парой должна была стать молодая.
— Идут, поют, бубен, гармошка играет, — продолжает Нина Горбач. — Свашка несет на шее сапоги или тухли от зятя. А свату — рубашка. А как пришли, так выходит ее мать с ситом — в сите подарки. А тогда сваха бояринов рушниками вяжет. Нужно обязательно, чтобы дружка украла у молодого шапку. Она скачет по лаве, дразнится, а он выкупляет.
За столом молодых сажали на вывернутый шерстью кверху кожух, — чтобы были богатыми. После "перепоя" невесты делили каравай. Сначала кусочки подносили родителям, потом молодым, а потом — всем гостям. "Подошву" каравая отдавали "запорожцам" — тем, кто не был приглашен и наблюдал за свадьбой за порогом дома или у окон.
Когда свахи приступали к "покрыванию" невесты — снимали с нее венок и повязывали платок — пели жалостливые песни: молодая прощалась с девичеством. А дальше — с родней, матерью, домом. На телеги выносили приданое, скрыню, подушки, и свадебный почт отправлялся к дому жениха.
Невестка приезжала к свекрови с черной курицей в руках. Бросала ее под печь, — чтобы стать равноправной хозяйкой в новом доме. После приветствия и угощения молодых вели в комору. Брачную постель стелили на соломе, осыпая ее зерном и хмелем. Раздевая молодую, свашки следили, чтобы не спрятала чего-то острого или режущего. И молодых оставляли одних. А свадебные гости между тем веселились и пели неприличные песни, например:
Викотили, викотили смоловую бочку,
Виманили, виманили у матері дочку.
Положили, положили на новій кроваті,
Що хотіли, те й робили чужому дитяті.
Если невеста была "честной", свахи или старший боярин вывешивали во дворе "флаг" — брачную рубашку с доказательствами целомудрия молодой. А вся свадьба воспевала невесту и ее род, который хорошо воспитал "ребенка".
— У нас как повесили флаг, так висел неделю, — смеется Нина Мироновна.
Если же невеста еще до свадьбы "поломала калину", гости переворачивали лавы, били посуду, рвали рушники. На шею отцу и матери надевали соломенный хомут и позорили их в песнях.
Утром невесте носили завтрак. Целомудренная — после первой брачной ночи наделялась способностью приносить богатство: "Кропить невістка, кропить! Де капля роси впаде, там пара волів стане".
На второй день в доме жениха на свадьбе гуляли лишь женатые мужчины и женщины. Благодарили родителей за "честную" дочь, зять посещал тещу.
— Зять моет теще ноги, — говорит Нина Горбач. — Он же будет надевать сапоги, которые купил ей. А молодая моет свекровь: чистит ей зубы, умывает, "рушником так тре, шо та аж пищить"!
Гости, переряженные в цыган, ходят по селу с песнями и шутками, собирают пищу, выпрашивают кур на обед. Если в семье женят или отдают замуж последнего ребенка, то родителей катают по селу на тележке, качают в рядне или купают в реке.
Комментарии