Памятник Богдану Хмельницкому должен был появиться в Киеве еще в 1854-ом — к 200-летию Переяславской рады. Идею подал помощник попечителя Киевского учебного округа Михаил Юзефович. Этот борец с украинским и польским национальными движениями рассматривал сооружение монумента гетману как удар по "сепаратистам".
Но вскоре Российская империя втянулась в Крымскую войну, потом дело отложили из-за польского восстания 1863 года. И только в 1868-ом заказали проект петербуржскому скульптору Михаилу Микешину, уже лепившего Хмельницкого для памятника в честь 1000-летия России в Новгороде.
В проекте, предложенному Микешиным в 1869 году, гетман мчал верхом по высокой каменной скале. Булава в его руке целилась в небо. Под скалой была многофигурная композиция, в центре которой, — кобзарь, похожий на Тараса Шевченко. С ним скульптор в свое время дружил. Царь Александр ІІ приказал убрать скульптурные фигуры и потребовал, чтобы булава указывала на Москву.
В 1870 году комитет по сооружению памятника Хмельницкому под руководством Юзефовича объявил всенародный сбор средств. Монумент планировали открыть в1888-ом, во время торжеств по случаю 900-летия крещения Руси.
Деньги поступали очень медленно — не собрали и половины суммы, уже не говоря о гонораре скульптору. Чтобы Микешин не отказался от работы, Александр ІІ подарил ему в 1872-ом тысячу десятин земли на Екатеринославщине. А в следующем году вместо суммы, не хватавшей на памятник, приказал выдать 1600 пудов зеленой меди (более 26 тонн).
Но возникли проблемы с расположением монумента. Микешин хотел установить его на Софи йско й площади, где 23 декабря 1648 года киевляне приветствовали Богдана Хмельницкого после первых побед над поляками. Комитет Юзефовича был "за". Возражало киевское духовенство. Мол, верующие будут идти от Михайловского к Софи йскому собору и будут упираться взглядом в хвост коня гетмана. Городская власть в 1874 году согласилась передвинуть гетмана на Бессарабку и переименовала ее в площадь Богдана Хмельницкого. Но Юзефович добился, чтобы котлован начали рыть все же на Софи йско й площади.
Когда в 1881-ом на трон взошел Александр ІІІ, Микешин воспользовался тем, что новые царедворцы не знали о событиях десятилетней давности, и во второй раз попросил материал для киевского памятника. Предоставленную раньше медь он продал, а деньги положил себе в карман. Ему дали бронзу на ту же сумму, что и раньше, но теперь из-за инфляции пудов было вдвое меньше. Их хватило только на всадника. Разгорелся скандал, скульптора обвинили в краже. Чтобы положить конец этой истории, царь обязал артиллерийское ведомство переплавить старые пушки. Из этого металла и отлили коня, получившегося меньше, чем планировалось.
Наконец памятник прибыл в Киев. Постамента еще не было, поэтому его положили во дворе участка полиции. Киевляне шутили: "Хмельницкого арестовали, потому что приехал без паспорта". Тогда городской архитектор Владимир Николаев привез на Софи йскую площадь глыбы серого гранита, оставшиеся после строительства Цепного моста через Днепр, и построил пьедестал -ска лу. Хотя не такую, как планировал Микешин.
Киевская власть долго рассуждала, как расположить всадника, чтобы круп коня не был обращен к ни одному из соборов, и, чтобы булава указывала на Москву. Наконец 23 июня 1888 года памятник освятили. Микешина на торжество не пригласили.
Комментарии