Ексклюзивы
четверг, 19 июня 2008 18:33

Памятник Хмельницкому должен был стоять на Бессарабке

Памятник Богдану Хмельницкому должен был появиться в Киеве еще в 1854-ом — к 200-летию Переяславской рады. Идею подал помощник попечителя Киевского учебного округа Михаил Юзефович. Этот борец с украинским и польским национальными движениями рассматривал сооружение монумента гетману как удар по "сепаратистам".

Но вскоре Российская империя втянулась в Крымскую войну, потом дело отложили из-за польского восстания 1863 года. И только в 1868-ом заказали проект петербуржскому скульптору Михаилу Микешину, уже лепившего Хмельницкого для памятника в честь 1000-летия России в Новгороде.

В проекте, предложенному Микешиным в 1869 году, гетман мчал верхом по высокой каменной скале. Булава в его руке целилась в небо. Под скалой была многофигурная композиция, в центре которой, — кобзарь, похожий на Тараса Шевченко. С ним скульптор в свое время дружил. Царь Александр ІІ приказал убрать скульптурные фигуры и потребовал, чтобы булава указывала на Москву.

В 1870 году комитет по сооружению памятника Хмельницкому под руководством Юзефовича объявил всенародный сбор средств. Монумент планировали открыть в1888-ом, во время торжеств по случаю 900-летия крещения Руси.

Деньги поступали очень медленно — не собрали и половины суммы, уже не говоря о гонораре скульптору. Чтобы Микешин не отказался от работы, Александр ІІ подарил ему в 1872-ом тысячу десятин земли на Екатеринославщине. А в следующем году вместо суммы, не хватавшей на памятник, приказал выдать 1600 пудов зеленой меди (более 26 тонн).

Но возникли проблемы с расположением монумента. Микешин хотел установить его на Софи йско й площади, где 23 декабря 1648 года киевляне приветствовали Богдана Хмельницкого после первых побед над поляками. Комитет Юзефовича был "за". Возражало киевское духовенство. Мол, верующие будут идти от Михайловского к Софи йскому собору и будут упираться взглядом в хвост коня гетмана. Городская власть в 1874 году согласилась передвинуть гетмана на Бессарабку и переименовала ее в площадь Богдана Хмельницкого. Но Юзефович добился, чтобы котлован начали рыть все же на Софи йско й площади.

Когда в 1881-ом на трон взошел Александр ІІІ, Микешин воспользовался тем, что новые царедворцы не знали о событиях десятилетней давности, и во второй раз попросил материал для киевского памятника. Предоставленную раньше медь он продал, а деньги положил себе в карман. Ему дали бронзу на ту же сумму, что и раньше, но теперь из-за инфляции пудов было вдвое меньше. Их хватило только на всадника. Разгорелся скандал, скульптора обвинили в краже. Чтобы положить конец этой истории, царь обязал артиллерийское ведомство переплавить старые пушки. Из этого металла и отлили коня, получившегося меньше, чем планировалось.

Наконец памятник прибыл в Киев. Постамента еще не было, поэтому его положили во дворе участка полиции. Киевляне шутили: "Хмельницкого арестовали, потому что приехал без паспорта". Тогда городской архитектор Владимир Николаев привез на Софи йскую площадь глыбы серого гранита, оставшиеся после строительства Цепного моста через Днепр, и построил пьедестал -ска лу. Хотя не такую, как планировал Микешин.

Киевская власть долго рассуждала, как расположить всадника, чтобы круп коня не был обращен к ни одному из соборов, и, чтобы булава указывала на Москву. Наконец 23 июня 1888 года памятник освятили. Микешина на торжество не пригласили.

Сейчас вы читаете новость «Памятник Хмельницкому должен был стоять на Бессарабке». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть