Ексклюзивы
пятница, 17 февраля 2017 00:35

"Пахать и ралить нечем, сеять — сеялки нет"

 

"Статистическое бюро по окончании описания Черниговского уезда упразднили, и статистики оказались выброшенные за борт, — рассказывает в мемуарах София Русова. — Нужно было искать где-то какую-то работу. Но я воспользовалась этим досадным событием, чтобы реализовать свои давние мечты — отречься от всякой буржуазной жизни, подойти ближе к селу, жить так, как живут миллионы народа, от слов, от речей перейти к правдивой жизни, к труду".

Ее муж Александр Русов — общественный деятель и статистик. В 1876-м вернулся в Киев из Праги, где работал над изданием двухтомного "Кобзаря" Тараса Шевченко. Планировал продолжать научную работу. Однако как раз вышел Эмский указ, который запрещал любое публичное использование украинского языка.

Семья Русовых переезжает в Чернигов. Там смогут избежать жандармского надзора, считают. Александр получает должность в статистическом отделении при губернской земской управе. Разрабатывает так называемый "черниговский тип" статистических исследований. Два года изучает два уезда Черниговской губернии. "Не проходит ни одного мелкого поселения, ни одного дома", расспрашивает крестьян об условиях хозяйства, быта и жизни. Результаты своей работы публикует.

Обнародованы данные показывают необходимость увеличения земских налогов. Недовольные этим местные помещики начинают кампанию против статистического отделения. В начале 1878 года его деятельность прекращают.

Безработный Русов решает "осесть на землю". Покупает небольшой хутор — 12 десятин — между селами Шаповаловкой и Высоким. Строит дом, перевозит домашнюю утварь и начинает хозяйствовать.

Русовы пытаются наладить хорошие отношения с местными крестьянами. Те называют хутор "Робинзон" — потому что хозяин ездит в уездный центр Борзну с громадным зонтом. Настроены к "панам" с недоверием. Одни говорят, что это конокрады — потому что поселились как раз там, где люди выпасают коней. Другие сплетничают — купили землю возле железной дороги, чтобы сделать подкоп. Хотят устроить взрыв, когда будет ехать поезд императора.

"Тяжело было терпеть такое их недоверие, их насмешки. Хоть, правда, мы им и давали для этого очень много поводов, совсем не зная хозяйства", — пишет София Русова.

Она берет на себя всю работу хозяйки. Однако "оседание" дается женщине очень трудно.

"Нонночка (как называл ее муж. — ГПУ) весь день работает и бъется неутомимо, — записывает в дневнике Александр. — Она и варит нам обед, и корову доит два раза в день, и белье стирает, и за Мишкой успевает усмотреть, и шьет. Коля за конями присматривает, чистит конюшню, косит, возит. Я же? Здесь нужно бы пахать, сеять рожь: пахать и ралить нечем, сеять — сеялки нет. Кругом уже сеют, а у меня не пахано и ничего не сеяно! И главная нелепость, что не знаю я не только — как, но и что нужно делать. Только узнаю вдруг сегодня у Савича, какой глупый я был, что не выпахал, не приготовился к посеву".

Другая запись: "Вот скоро уже пять месяцев, как я с Колей сыпал здесь деньги для того, чтобы устроить дом. Как мы копали огород, из которого ничего не вышло, как косили и теряли сено. Как начали, наконец, жать и убедились, что нам дворянскими двумя парами рук не справиться из 12-ю десятинами земли, и решили отдавать жнецам с копны посеянное яровое, тоже не нашими руками, и нанять работника для проталкивания хоть какого-то толку среди нашего разгардияша".

Александра избирают волостным писарем. Заработок мизерный, поэтому крестьяне опять распространяют слухи. Мол, взялся за эту работу, чтобы обворовывать кассу. Или чтобы насаждать "украинофильство". В конечном итоге Русов увольняется из-за конфликта с предыдущим писарем. Тот отказался передавать все документы.

"Теперь мне опять хотелось бы стать писарем, чтобы доказать этим недоумам, что можно писарем быть собственно для писарства, для работы в маленькой округе — волости, для работы моральной, — вспоминает. — Тяжелая она очень, эта работа, не снес бы я разъезды по конской повинности, по рекрутской, по составлению отчетов и таблиц. Не хватило бы мне денег на пищу и на одежду с маленького писаревого жалованья, это так. Но обворовывать я вас не хотел. Изучать вас и учить революционным движениям не думал, а просто хотел служить вам!"

Запасы супругов исчерпываются. София пытается получить место народной учительницы в соседнем селе. Отказывают — из-за "политической неблагонадежности". Александру поступает предложение от Нежинского уездного земства. Его приглашают осуществить статистическое обследование уезда. Чтобы устроиться на должность, едет в Харьков "на поклон" к генерал-губернатору Дмитрию Святополку-Мирскому.

Осенью 1879-го Русовы возвращаются в Киев. За труд "Нежинский уезд. Статистико-экономическое описание уезда" Александр получает золотую медаль от Российского географического общества. На хутор "Робинзон" наведывается изредка.

1847, 20 февраля — Александр Русов родился в Киеве. Отец дослужился до чина коллежского асессора. Получил личное дворянство, а потомки — статус "обер-офицерских детей". Это открывало путь к получению образования, освобождало от рекрутской повинности и подушного оклада, лишало телесных наказаний.

1864 — по завершении 2-й Киевской гимназии поступает на историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира. Заканчивает его со степенью кандидата. Тема научной работы — "Эпоха составления славянских азбук и первоначального перевода Святого Писания на славянский язык".

1868 — преподает латинский и греческий языки в Златопольской классической прогимназии, Киево-Подольской прогимназии, а также в Киево-Подольском отделении Фундуклеевской женской гимназии. В 1871-м защищает магистерскую работу в Киевской духовной академии, получает звание приват-доцента. Со следующего года начинает преподавать греческий в 1-й Киевской гимназии, избирается секретарем педагогического совета, получает командировку за границу. Увольняется по собственному желанию из-за конфликта с администрацией.

1874 — в Петербурге женится на Софии Линдфорс. В браке рождается трое детей: Михаил (1876–1909) — политический деятель, Любовь (1880–1960), Юрий (1895–1961) — биолог, жил в Румынии.

1876 — принимает участие в издании в Праге двухтомного "Кобзаря" Тараса Шевченко. Работает статистиком в Черниговской, Полтавской, Херсонской губерниях, Харькове и Петербурге. Русова считают одним из основателей украинской статистики.

1908 — получает должность преподавателя статистики в новосозданном Киевском коммерческом институте. Работает там до конца жизни. Редактирует журнал "Известия Киевского коммерческого института", занимается общественной деятельностью. Принимает участие в создании Общества украинских поступовцев — надпартийной общественной организации, которая фактически возглавляла украинское политическое движение.

1915, 8 октября — умер в Саратове. Туда эвакуировали Киевский коммерческий институт во время Первой мировой войны. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище — согласно завещанию.

Сейчас вы читаете новость «"Пахать и ралить нечем, сеять — сеялки нет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть