Украина щедра на "потусторонние" названия. На Одесчине, например, есть село Шайтанка, на Харьковщине — Бабаи, на Ивано-Франковщине — Чертовец, на Буковине — Чертория, на Николаевщине — Черталка, на Днепропетровщине — Чертомлык. Сатановок есть сразу две — на Хмельниччине и в Черкасской области. И конечно, грех не вспомнить подольские города Сатанов и Чертков.
Жители курортного городка Сатанов Хмельницкой области от его "адской" славы всячески открещиваются. Даже рассказывают легенду, опубликованную век назад. Мол, в античные времена вглубь Подолья пробрался военный отряд римского императора Траяна. Воевода Тонилий остановился там, где сейчас находится Сатанов, и спросил легионеров: "Sat an non?" — "Хватит или дальше?". Отсюда якобы и название. Но не очень верится, что народная память сохранила не только имя римлянина, но и то, что он сказал на латыни. Потому что даже 250-летнюю фигуру сидячего Иисуса из известняка возле больницы местные жители называют просто "женщиной". Какие уже там Тонилии и Траяны...
А с той фигурой было так. В 1651-м казаки с татарами так разрушили Сатанов, что жители вынуждены были бежать за Днестр. Через два года наученные горьким опытом мещане открывают замковые врата казацким отрядам. Однако польская шляхта не захотела сдаться — и казаки всех вырезали. Вскоре коронный гетман Мартын Калиновский вернул город Речи Посполитой. При открытии ворот он приказал казнить каждого десятого православного, невзирая на возраст и пол. Калиновский велел установить памятный знак — того самого скорбного Иисуса. "Даже Господь приуныл, увидев вашу измену королеве!" — поучал гетман местных. Но народ не верит этой легенде: мол, это сокрушается сам пан Калиновский, который проиграл Сатанов в карты магнату Сенявскому.
В городе жили также греки, армяне и евреи. Немного выше городских врат 1724 года стоит оборонная синагога XVI ст., построенная в мавританском стиле. Жители соседних домов используют старую колокольню как свалку. Из туристической инфраструктуры в Сатанове разве что указательные знаки с расстоянием в километрах. Буклеты и сувениры, наверное, считаются здесь дьявольскими орудиями, поэтому не продаются.
Переезжаем реку Збруч, которая разделяет Хмельницкую и Тернопольскую области. Она когда-то была границей Российской и Австро-Венгерской империй.
Поворачиваем на юг. Слева от дороги тянутся Медоборы. Эти горы-холмы — окаменелый коралловый риф Сарматского моря. Неподалеку от села Городница — самая высокая вершина гряды: Богит. На ней стоял известный на весь мир че ты рех ликий идол языческого бога Свитовида.
Лежал бы он спрятанный на дне Збруча и сейчас, если бы не знойное лето 1848-го. Когда река обмелела, пограничники увидели в ней какую-то шапку. Присмотрелись — а она каменная, да еще и с идолом. Тянули его из реки шесть волов местного пана Константина Заборовского. Сейчас идол Свитовида хранится в Кракове. А в музеях Украины можно увидеть его копии.
От местных можно услышать о негативно заряженных биополях на месте жертвенника, даже деревья не хотят расти возле капища и слишком часты молнии над Боготом. Но что к XVII ст. сюда наведывались только жрецы и идолу жертвовали не только животных, но и младенцев.
Дальше по курсу Личкивцы — село на берегах речушек Тайна и Гнила. На высоком холме, рядом с руиной старинного костела, сохранились остатки замка, обустроенные сегодня под часовню.
А еще два испорченных временем монумента. Один — "Теням умерших душ" — поставили в 1830-х в память о нескольких сотнях умерших от холеры. Фигура сегодня валяется внизу, возле пруда, а на постаменте остались только ее скорбные ноги. Напротив — могила капитана Михала Зборовского, который на 28-ом году жизни погиб в наполеоновской армии под Можайском. В военном шлеме на монументе местные увидели череп без челюсти. Рассказывают о сыне воеводы, который защищал от ордынцев честь девушки и поплатился за это отсеченной челюстью. На соседнем холме — элегантное барское имение, купленное одним из местных заробитчан. А когда-то на этой красивой вилле была сельская больница.
Через несколько километров — райцентр Гусятин, сероводородный курорт и родина казацкого вожака Северина Наливайко. А дальше едем в Чертков.
Среди 30 тыс. его жителей многим не дает покоя "плохое" название родного города. Даже местный деканат Украинской греко-католической церкви называется не Чертковским, а Бучацким. В 1999-х Чертков пытались переименовать в Богородичное. Но в бюджете не хватило на это средств — и город остался с названием, известным в истории с 1522 года.
В че ртко вском " пентагоне" когда-то замуровали монаха
Легенда же о Черткове следующая. На заре веков поссорились Бог с чертом. Все дьявол делал назло: Бог запустил в реку Серет воду — а нечистый русло перегородил камнями и земляным валом. Всевышнему взялись помочь водяные змеи: вырыли норы в валу. Через них пошла вода и разрушила чертову дамбу. Еще дважды тот пробовал остановить реку, но только в воду упал. Она затянула его на дно и покрыла толстым слоем ила. Так он там и остался. Образовавшуюся долину люди назвали Чертовой, а город в долине — Чертковым.
Здесь уцелели несколько десятков старых, австро-венгерских вилл, синагога (1680-ые), дом цадика-чудотворца и храмы разных конфессий. В центре стоит деревянная Успенская церковь конца XVI — начала XVII ст., а возле железнодорожного вокзала — на сто лет младшая Вознесенская. Ратуш здесь тоже две. Старую — ХІХ ст. — с башней с часами и торговыми рядами не раз снимали в кино. Новый магистрат, построенный в 1926–30-х годах, не так хорош. Приветом из Европы над центром-рынком возвышается башня Доминиканского костела.
Но главная туристическая достопримечательность — замок над Серетом с 1610-го. Хоть на его дворе сейчас газовая заправка, а от прежней роскоши дворца остались только серые стены. Говорят, что в че ртко вском " пентагоне" — замок, пятиконечный на плане, — когда-то замуровали монаха. И он якобы являлся по ночам жене местного шляхтича и просил освободить его из "плена". Когда перепуганная женщина указала в замке приснившееся ей место, там действительно нашли скелет. Оставили его там "на память", кажется, турки.
Здесь и заканчиваем путешествие из Сатанова в Чертков. Оттуда туда почти 90 километров — час на машине, если нигде не останавливаться. Но в этих краях от этого невозможно удержаться.
Комментарии
3