четверг, 05 июля 2012 11:31

"Облысел и потерял зубы в ссылке на Колыме"

Автор: фото надане Музеєм театрального, музичного та кіномистецтва України
 

Послевоенный Киев, ул. Владимирская, 51. В окно узкой, полутемной и сырой комнаты в коммуналке на втором этаже стукнул камень. Оттуда выходит пожилой преподаватель игры на бандуре Владимир Кабачок. Лысый, с длинной белой бородой и светло-голубыми глазами. Проталкивается к входным дверям через кухню - мимо соседских столов, шкафов, примусов и "керосинки". Впускает трех 15-летних девушек с бандурами. Такая у них договоренность - не звонить в двери, а камешком в окно.

Нина Павленко, Валентина Третьякова и Тамара Полищук пришли к учителю домой репетировать. Владимир Кабачок в то время преподавал бандуру в киевском Музыкальном училище им. Глиэра. Облысел и потерял зубы в ссылке на Колыме, зато к "шевченковским" усам отрастил еще и пышную бороду.

- Разве это бандурист без бороды?! - шутил. - Вон мои девушки любят эту бороду. Им приятно хотя бы слегка дотронуться до нее.

Сам выросший без отца, своим ученицам он заменил отца. То ли стечение, то ли Кабачок интуитивно отобрал "родственные души", но всех участниц первого собранного им в 1949-ом трио бандуристок воспитывали лишь матери.

Сначала он не очень верил в женщин-бандуристок. Мол, стоит им выйти замуж - сразу "бандуры на чердак забросят". Но с ребятами возникли другие сложности - они хорошо играли, но у них "ломались" голоса. Поэтому предугадать, кто из них после мутации хорошо будет петь, было невозможно. Пришлось Владимиру Андреевичу взяться всерьез за девушек. И уже во время первого выступления нового трио - на концерте перед шефами-строителями бандуристок вызывали на бис. О них быстро заговорили. Так как до тех пор таких ансамблей никто не слышал. Чтобы девушки пели в три голоса и аккомпанировали себе на бандуре, это была идея Владимира Кабачка. Во время выступлений в Киеве так волновался за воспитанниц - называл их "мои милые дети", - аж пот выступал на голове. Но на гастроли ехать с ними мешала работа в училище.

- Будьте учтивыми со всеми, - по-отечески напутствовал в дорогу. - Учитесь мирно жить между собой и с людьми, ведите себя достойно и берегите девичью честь, - расцеловывал на прощание.

"Мы часто одевались и обувались тогда в купленные им и подаренные вещи, а также выступали в них на сцене", - пишет в мемуарах Валентина Третьякова. Иногда, правда, не угадывал с размером. "Теперь я знаю, какой вы номер босоножек мне купили, - писала Тамара Полищук Владимиру Андреевичу с гастролей по Сибири в июле 1953-го. - Я сейчас немного в них "шлепаю", но ничего - бегать очень хорошо, не жмут".

Настоящий триумф к Кабачковому трио бандуристок пришел в 1955-ом. Их в составе украинской делегации пригласили в Москву на празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией. На московском вокзале возник курьез:

- Не мешайте, - оттеснял распорядитель от группы артистов плохо одетых с непонятными большими чехлами девушек. - Уйдите, видите - встречаем гостей.

Те чуть не расплакались. Но дальше был только успех. "Сегодня мы выступали в Московском университете, это было что-то невероятное, нас никак не отпускали со сцены, уже и стулья забрали, а нам овации устроили", - делилась с учителем в письме Нина Павленко. Он отвечал - радовался. Свои ответы неизменно подписывал: "Ваш отец".

Потом начались путешествия трио по Европе. На Варшавском фестивале молодежи 1955 года девушки выиграли "золото". Возвращаясь в Киев, всегда навещали Владимира Андреевича в его небольшой комнате. Она уже была не такая хмурая. Раз, когда он выехал летом за город на отдых, воспитанницы сделали в его каморке ремонт. Учиться игре на бандуре там собирались уже новые ученики Кабачка. Как и раньше, он подкармливал своих вечно голодных студентов. "Часто забирал нас к себе угостить молодой картошкой, первой земляникой", - вспоминала одна из учениц.

Здоровье Владимира Андреевича все ухудшалось - отказывали почки. Но он не оставлял занятий с учениками, работы над самоучителем "Школа игры на бандуре". Еще за год до смерти успокаивал девушек из первого - потому что уже появились и следующие - трио:

- Плакать не надо. Единственное, что хочу, когда похороните, спойте тихонечко на моей могиле "Думы мои, думы мои". Это будет лучшее воспоминание обо мне.

Самоучитель Владимира Кабачка - дело всей его жизни. Вышел после смерти бандуриста.

1892, 15 июля - Владимир Кабачок родился вне брака в селе Петровцы, в настоящее время Миргородского района на Полтавщине. Его мать Евфросиния Кабачкова батрачила там у священника. Кто отец сына, не созналась. Отвезла малого в соседнее село Слободка к сестре. Владимиру дали отчество по крестному - казаку Андрею Попову. В 5 лет мать забрала его в Полтаву. Там служила поварихой.

1899 - начинает петь в Полтавском архиерейском хоре. В 1907-1913 годах учится в Полтавском музыкальном училище, дальше поет в хоре, играет в училищном оркестре. По окончании едет в Москву, поступает в консерваторию по классу контрабаса. Доучиться помешала Первая мировая: в 1916-ом Кабачка ненадолго забирают в армию, потом по состоянию здоровья демобилизуют. Возвращается в Полтаву. Снимает квартиру у вдовы главного инженера Полтавской электростанции Веры Поповой-Сологуб. Вскоре вступает в брак с ней, спустя два года у них рождается сын Николай. Также воспитывают дочку жены от первого брака Нину. Становится регентом полтавского собора. Преподает пение в школах. С 1923-го начинает интересоваться бандурой.

1925 - организует любительскую капеллу бандуристов, которая сначала собирается у него дома, потом - в зале трудовой школы. За консультациями обращается к Гнату Хоткевичу, который на то время лучше всего владеет этим инструментом. Спустя четыре года капелла успешно выступает в тогдашней столице республики Харькове, получает название Образцовая капелла бандуристов Украинской ССР.

1934 - первый арест, через три месяца выпускают. Больше всего следователи донимают Владимира Кабачка "шевченковскими" усами, других обвинений не выдвинули. Вынужден выехать в Ленинград. Через год, когда понемногу обжился на новом месте и устроился в театральный оркестр, забирает к себе сына Николая. Параллельно зарабатывает игрой в парковых оркестрах. В пригороде Ленинграда Автово при клубе предприятия "Экспортлис" организует украинский хор, а потом капеллу бандуристов - для нее с Полтавщины привез 12 бандур.

1937, август - второй арест. В декабре отправляется этапом в Колыму. В пересылочном лагере ему объявляют приговор "тройки" УНКВД - 10 лет за "националистическую деятельность". Работает на золотовымывном промысле. Один из чекистов, который проводил "списание" смертельно больных, оказался бывшим учеником Кабачка: в декабре 1942-го его освободили. Добирается до Ташкента, куда эвакуировали Ленинградскую консерваторию и где надеялся встретить сына. Тот был на фронте. Владимиру Кабачку дают место руководителя женского хора, с которым скитается по Средней Азии.

1944 - приехал в Киев. Начал преподавать в музыкальном училище, с 1951-го - в консерватории. Также руководил оркестром хора Григория Веревки.

1957, 15 июня - после тяжелой болезни умер в своей комнате. Похоронен на столичном Печерском кладбище. Сын окончил Ленинградскую консерваторию, работал главным режиссером в театрах Львова, Киева, Новосибирска, Донецка, преподавал  в киевском Институте театрального искусства.

 

Сейчас вы читаете новость «"Облысел и потерял зубы в ссылке на Колыме"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть