Трагикомедию "Родня" делали специально для актрисы Нонны Мордюковой. После фильма "Трясина" Григория Чухрая она четыре года не снималась.
В "Трясине" Мордюкова сыграла мать, которая скрывает на чердаке сына от отправления на фронт. В фильме увидели "очернение памяти погибших на войне" и положили на полку. "Родня" должна была вернуть актрису на экран. Роль Марии Коноваловой — простой сельской женщины, которая приезжает в большой город навестить семью дочери, сценарист Виктор Мережко для Мордюковой писал со своей тещи.
Режиссер картины Никита Михалков долго не мог определиться с местом съемок. Как варианты рассматривали Молдову и Западную Украину. Аж пока брат сценариста Юрий Мережко, который был вхож к киношню тусовку, полушутя не посоветовал Михалкову:
— Приезжай в наш город, не пожалеешь.
— А почему бы и нет, — махнул тот рукой.
Летом 1981-го съемочная группа остановилась в гостинице "Днепропетровск" на набережной Днепра. Михалкову город понравился. Больше всего его поразили переполненные с пяти утра трамваи. Места для съемок выбирали, катаясь со сценаристом на общественном транспорте.
— Очень колоритное место, вставим в кадр, — увидев полуподвальную студенческую столовую из трамвайного окна, мог воскликнуть режиссер.
Запущенный Южный вокзал города Михалкову напомнил фото времен войны. На нем снимали финальную сцену ленты, где героиня Мордюковой бегает по перрону в поисках бывшего мужа.
Режиссеру в этой сцене нужен был крупный план лица главной героини — человека, который страдает. Актриса же никак, по его мнению, не могла "выстроить" именно такое выражение. Перед этим вместо того, чтобы готовиться к съемке, Мордюкова засела в вагончике и попивала вино с другой актрисой, Риммой Марковой.
— Ану, подложите ей каменей в чемодан, чтобы еле поднимала, — велел помощникам Михалков.
Те выполнили приказ. Мордюкова, еле двигая чемодан, с измученным лицом продолжает бегать по перрону. И опять не то.
— Ну что, бабушка, трудно? А? Не слышу! — придирался Михалков. — Подложить, может, еще? Да, трудно бабушкам играть такое.
— Я оставила неподъемный чемодан и кинулась к вагончику, — вспоминала Мордюкова. — До сих пор не могу понять, как Никита почти опередил меня, и в тот момент, когда я закрывала дверь, вставил в отверстие ступню и колено. Не пускает. Я трудно дышу, вижу, что и он озверел. Ткнула его что было мочи кулаком в грудь — не помогает. Схватила за рубашку, посыпались изысканные пуговки с заморской благоухающей одежки. Тут я пяткой дала по его колену и, ничего не добившись, кинулась на кровать. Сердце вырывалось из ушей. Секунду он постоял молча, потом закрыл дверь и вышел вон.
Вызвали "скорую", актрисе сделали укол. Мордюкова обозвала Михалкова "козлом" и до конца съемочного дня общалась с ним исключительно через оператора.
Сцена на вокзале в фильм вошла очень урезанной. По сценарию, на перроне полно призывников, которых отправляют в армию. Цензура увидела в этом намек на отправление новобранцев в Афганистан. Не вошли в ленту и кадры с одиноким легкоатлетом на вечернем стадионе, за которым из окна многоэтажки наблюдают герои. Потому что окна квартиры, в которой проходили съемки, выходили на стадион "Метеор", за которым были расположены несколько корпусов Конструкторского бюро "Южное" — секретного предприятия "оборонки". Поэтому эту сцену пришлось переснимать в Киеве на Республиканском стадионе.
В поселке Сурское под Днепропетровском, где снимали сцену отъезда Марии Коноваловой из родного села, местные во время обеденных перерывов носили Нонне Мордюковой чай и продукты. Некотрые пытались угостить и самогоном.
Жители Сурского вспоминают, как Нонна Викторовна, сидя на скамье, перебирала продукты:
— Это операторам нужно отнести, они еще не ели, а это осветителям — тоже, наверно, проголодались.
Бывало, спрашивала дарителя:
— А что это, дорогой, у тебя огурцы такие дохлые? Поливал плохо?
Ради съемок Нонна Мордюкова согласились на золотые коронки на зубах и химическую завивку. Бывшего мужа ее героини Вовчика, который сбежал от нее в город, сыграл Иван Бортник. В фильме он — пропащий гуляка. Но за кадром актер ни разу не притронулся к спиртному. Незадолго до смерти Владимира Высоцкого, с которым Бортник дружил, они поспорили, что завяжут с выпивкой. В августе 1980-го Высоцкий неожиданно умер. Бортник дал слово в течение года не нарушать данного с Высоцким друг другу обещания. Ему не особо верили и во время съемок "Родни" неоднократно подносили за кадром стакан. Но все было напрасно.
Именно в Днепропетровске дебютировал в кино Олег Меньшиков. Мордюкова вытянула из сотен фотографий снимок молоденького студента Щепкинского театрального училища и посоветовала режиссеру. Зато зятя Стасика, которого главная героиня хочет вернуть в семью, сыграл уже известный тогда Юрий Богатырев. В "Родне" он выдал фразу, которая стала знаменитой:
— Танцуй, теща, танцуй!
Сцену примирения снимали в ресторане гостиницы "Рассвет" около днепропетровского парка им. Шевченко. После зажигательных танцев с Богатыревым Мордюкову доставили в инфарктное отделение больницы скорой помощи. Там она пролежала несколько дней и развлекала всех байками из своей жизни.
— В эпизодах играла вся съемочная группа, — вспоминает художник картины Александр Адабашьян. — Во время съемок в ресторане мы с Никитой были официантами, наш оператор Павел Лебешев — поваром, один из посетителей — парень с черными усиками — в действительности ассистент режиссера Тамара Кудрина. В этом же ресторане вся группа осталась праздновать окончание съемок. Так что вкусный реквизит — огромная индейка, которую по залу проносит повар, все напитки и закуски были использованы по назначению.
Картина год пролежала на полке
— Какой-то странный у вас фильм, — говорили режиссеру начальники от цензуры. — У героини Нонны Мордюковой муж — алкоголик, дочь ее тоже не пристроенная. Да и внучка — чудачка. Короче, какие-то они не все советские, ваши герои.
Слишком уж резала глаза тогдашняя действительность советских людей. Например, спекулянты-кавказцы в пустых купе поездов, билеты в которые без блата достать было невозможно. Квартиры вчерашних крестьян, которые кто как мог сбегали в город, переполнены книжками, которые никто не читает, и хрусталем, из которого никто не пьет. Из магнитофонов раздаются не песни о комсомоле, а немецкие "Бони М". Официанты курят не "Приму", а "Мальборо".
Картина год пролежала на полке, вышла на экраны уже с купюрами. "Это не наша родня!" — написала о ленте газета "Красная звезда".
Комментарии
32