На 22 июня 1941 года в Киеве было запланировано открытие Республиканского стадиона. В тот день там должен был состояться поединок чемпионата СССР между киевским "Динамо" и московским ЦДКА. Матч отменили: на рассвете на Киев упали первые бомбы.
Немецкие войска быстро продвигались вглу бь советской территории. Капитан "Динамо" Константин Щегоцкий вместе с тренером Михаилом Бутусовим занимались эвакуацией семей футболистов, мобилизированных в армию.
18 сентября 1941-го немцы вошли в столицу Украины. Город уже покинули вратарь Антон Идзковский и форвард Виктор Шиловский. Щегоцкий пошел на фронт, вырвался из окружения и вернулся в Киев. Клименко, Кузьменко, Трусевича, Коротких, Балакина, Шацких и Сухарева немцы взяли в плен. На волю их выпустили по просьбе заведующего секцией физкультуры городской управы Дубянского. Причастен был к освобождению также профессор Штепа. Он редактировал газету "Нове українське слово", которая выходила в Киеве во время оккупации. "По разрешению Штадткомисариата и с помощью управы, — писала она в начале июня 1942 года, — в Киеве возобновляется спортивная жизнь. Создано первое спортивное общество "Рух", появляются коллективы на других предприятиях. Так, хле бо завод уже составил команду из наилучших игроков города".
Ее собрал директор Иосиф Кордик — чех по происхождению и большой любитель футбола. Он мечтал о сильной команде и пригласил на работу тех, кого знал из выступлений за довоенное "Динамо". Кордик обеспечил футболистов документами и кое -ка ким питанием. А также дважды на неделю тренировки на стадионе "Зенит".
7 июня "Хл ібзавод" выиграл у "Руха" — 2:0. Через две недели команду Кордика переименовали на "Старт". На протяжении лета 1942 года она провела четыре поединка против немцев, три — против венгров и один — против румын, гарнизоны которых находились в Киеве. Афиши тех матчей время служили также программками. Если им верить, то за "Старт" играли 17 футболистов: Трусевич, Клименко, Сухарев, Балакин, Путистин, Чернега, Гончаренко, Комаров, Коротких, Свиридовский, Тимофеев, Ткаченко, Кузьменко, Тютчев, Сотник, Мельник, Гундарев.
Поединки проходили на стадионе "Зенит" по улице Керосинной, 24 (ныне — Шолуденко, 28). На первых два за вход брали три карбованца, потом цену подняли до пяти. "Старт" играл в красной форме. Позже советская пропаганда объясняла это сознательным намерением киевлян одеть футболки под цвет революции. В действительности же тем никто тогда не проникался:
— Другой формы у нас не было. Какую Трусевич где-то достал, в той и играли, — объяснял в 1992 году Макар Гончаренко, проживший из бывших " старто вце в" дольше всех.
Все матчи обслуживали немецкие арбитры. В послевоенные годы из них сделали чуть ли не садистов. Очевидцы же матчей утверждали, что все было иначе.
Кое-кто даже обвинял судей в ошибках в пользу киевской команды. "Два мяча, забитые в ворота немцев, были проведены с офсайда. Вообще работа арбитров не отличалась четкостью и точностью", — писало "Нове українське слово". — Не было и грубостей на поле. "Матчи проходили в товарищеской атмосфере, — отмечал тот же корреспондент. — Конфликтов между игроками не возникало. Был только один случай, когда немецкий игрок грубо толкнул украинского футболиста, за что был немедленно удален из поля".
Поединок 9 августа 1942 года с легкой руки писателя Льва Кассиля назвали "матчем смерти". Состоялся он якобы между киевским "Динамо" и командой немецких пилотов "Люфтваффе". Украинские футболисты отказались "сдать" игру немцам и в матче почти без правил выиграли, за что их расстреляли. В середине 1960-х об этом даже сняли художественный фильм "Третий тайм". В действительности в том матче играли украинский "Старт" и команда немецких зенитчиков "Флакелф".
Вход был платным. На первые два поединка — три карбованца, потом цену подняли до пяти
— Немецкие генералы приехали на поединок, — рассказывал позже играющий тренер "Старта" Михаил Свиридовский. — Привезли апельсины, шоколад. Первый тайм мы проиграли — 1:2. Во втором мы решили выбить несколько игроков. Одному колено перебили, он ушел из поля. Генерал кричал, что эти бандиты играют некультурно.
Венгерские и румынские военные на стадионе болели за киевлян.
— Никто из официальной администрации не давил на нас, чтобы сыграли в поддавки, — вспоминал уже в годы независимости Макар Гончаренко. — Только отдельные люди, то ли из "Руха", или просто сочувствующие нам, уговаривали нас умышленно проиграть, чтобы не дразнить гусей.
Но "Старт" выграл — 5:3. Но никто победителей за это не арестовывал.
— После победы " старто вцы" посидели в закусочной, выпили, — рассказывал сын футболиста Михаила Путистина Владлен. — Самогон кто-то из болельщиков принес. Долго сидели, разговаривали. Вышли через рынок "Евбаз". Денег ни у кого не было ни копейки. Паша Комаров зубы торговкам заговаривал, дармовыми пирожками угощал.
Матч 9 августа был последним в серии международных. Штадткомисар Киева Бернадт запретил встречи немецких команд с украинскими. В следующее воскресене, 16 августа, "Старт" играл против "Руха". Последний уступил со счетом 0:8.
"Рух "возглавлял Георгий Швецов, игравший в 1920-х годах. Когда немцы заняли Киев, он стал тренером футбольной команды, организованной при городской управе. По словам Макара Гончаренко, Швецов после поражения "Руха" от "Старта" пожаловался немцам, что " старто вцы" якобы ведут слишком раскованную жизнь, пропагандируют советский спорт. Кроме того, до войны "Динамо" было структурой НКВД, а футболисты имели офицерские звания.
Аресты начались на следующий день после поединка с "Рухом". Задерживали исключительно футболистов "Динамо". Игроков "Локомотива" Сухарева и Мельника не взяли. Заключенных поместили в Сирецкий концлагерь. Трусевича, Кузьменко и Клименко использовали на черновых работах. Путистин, Тютчев и Комаров работали электромонтерами, Свиридовский и Гончаренко ремонтировали обувь полицаев.
Аресты начались на следующий день после поединка с "Рухом"
Первым погиб Николай Коротких. Осенью 1942-го его замучили в гестапо как работника НВКД и по подозрениям в связках с подпольем. В феврале 1943-го произошел конфликт между немецким офицером и одним из узников. Офицер начал бить его за то, что тот вырвал у овчарки кусок колбасы. Другие узники вступились за обиженного, и немец нескольких убил. После этого за сопротивление офицеру объявили о расстреле каждого третьего узника. Не повезли Трусевичу, Клименко и Кузьменко.
Когда фронт приближался к Киеву, Гончаренко при содействии полицаев, бывших футболистов, удалось убежать. Путистин вырвался из плена 5 октября 1943-го. Комаров покинул Киев вместе с немцами. Скитался по разным континентам. Поговаривали, что осел в Канаде. Из тех, кто выступал за "Старт", в полиции служили Тимофеев и Гундарев. Их, как и Швецова, ожидали много лет советских лагерей.
В честь 20-летияя Победы, в 1965-м, Президиум Верховной Рады СССР посмертно наградил медалью "За отвагу" Трусевича, Клименко, Коротких и Кузьменко. Балакина, Гончаренко, Мельника, Путистина, Сухарева, Свиридовского отметили медалью "За боевые заслуги".
В 1981-м на стадионе "Зенит", переименованном на "Старт", установили монумент, посвященный "матчу смерти". Матчу, которого на самом деле не было.
Немцы расследовали это дело 30 лет
В 1974-м прокуратура немецкого Гамбурга возбудила уголовное дело относительно так называемого матча смерти. Основная проблема, с которой столкнулись следователи, — поиск свидетелей. Много из них на то время уже умерли. Закрыли дело лишь два года тому назад.
— Игроки Николай Трусевич, Иван Кузьменко и Алексей Клименко погибли через большой промежуток времени после игры, а точнее — весной 1943 года в концлагере на Сырце, — просуммировал факты, которые выяснили следователи, пресс-секретарь гамбургской прокуратуры Рюдегер Баггер. — Их расстреляли по приказу коменданта лагеря. Их смерть никак не связана с результатом матча.
Матчи киевской команды "Старт"
1942, 7 июня — победа над украинским "Рухом" — 5:1
21 июня — обыграли сборную венгерского гарнизона — 6:2
5 июля — выиграли в румынских военных — 11:0
12 июля — победили команду военных железнодорожников — 9:1
17 июля — обыграли немецкую "PSG" — 6:0
19 и 26 июля — две победы над венгерской "M.S.G. Wal" — 5:1 и 3:2
6 и 9 августа — дважды обыграли команду немецких зенитчиков "Флакелф" — 5:1 и 5:3
16 августа — еще одна победа над "Рухом" — 8:0
Комментарии
1