Ексклюзивы
вторник, 04 декабря 2007 16:22

Королевские династии вымирали от генетических болезней
10

Кисть художника Диего Веласкеса передала нездоровые цвет лица и осанку испанского принца Фелипе Просперо. Собачка в кресле выглядит на картине жизнерадостнее

Диего Веласкес, великий портретист и придворный художник короля Испании Филиппа IV, рисовал очередной портрет. Ему позировал 2-летний принц Фелипе Просперо. Он не капризничал, как другие дети, а молча стоял, опершись на роскошный стул. Это посоветовал сам Веласкес, когда ребенок несколько раз лишился чувств.

Король и королева Испании из могущественного рода Габсбургов хотели как можно быстрее вывесить во дворце портрет желанного наследника престола, чтобы все, особенно послы соседних стран, убедились: их династию есть кому продлить.

Фелипе Просперо родился 20 ноября 1657-го. Его ждали 11 лет — со дня смерти брата Бальтазара Карлоса. Однако мальчик много болел. Вскоре по окончании картины ребенок умер.

Впоследствии королева родила еще одного сына. Испания восприняла это как знак свыше — последнюю надежду, посланную королевской династии. О Карлосе — так назвали младенца — заботился весь двор. Но со временем и у него обнаружили кучу болезней. Он был эпилептиком. А из-за неестественно большой нижней челюсти у мальчика возникли проблемы с языком.

В народе его прозвали Карлосом Зачарованным. Испанцы верили, что королевскую чету сглазили. Иначе объяснить непонятное нашествие, косившее монарший род, тогда не могли: генетики еще не существовало. Никто и не догадывался, что причиной физических изъянов, преследовавших династию, - обычай жениться внутри одного рода.

Казалось бы, какое дело простым испанцам до здоровья королевской семьи. Но в то время от жизнеспособности правящей династии зависела судьба государства. Европейские страны являлись по сути большими имениями своих монархов. Их можно было наследовать, получать с приданым, делить между потомками, менять. Чтобы не отдавать за своими дочерьми земли в приданое, Габсбурги сватались друг к другу. В XVI веке говорили, что в их владениях никогда не заходит солнце: они правили в Австрии, Священной Римской Империи, Венгрии, Чехии, Хорватии, Испании, Голландии, юге Италии. За два-три поколения все Габсбурги стали родственниками как по матери, так и по отцу.

Когда стало понятно, что слабый Карлос долго не протянет, в европейских столицах оживились дипломаты. Они начали выискивать в архивах документы и высчитывать ближайших родственников вымирающей династии. Но Карлос прожил 39 лет. Испанцы постоянно ждали наследника. Но хотя обеих жен Карлоса подбирали из здоровых и многодетных семей, король остался бездетным. Европейские монархии затаились в ожидании освобождения престола в Мадриде.

После смерти Карлоса в 1700 году началась так называемая Война за испанское наследство. Она длилась 13 лет.

В войну были втянуты крупнейшие государства Европы — Австрия, Франция, Англия, Нидерланды - и много мелких. Для испанских крестьян, на чьих полях толклись полмиллиона солдат, это значило грабежи, голод, бедность. В конце концов закончилось тем, с чего начиналось — на испанский трон должен взойти сын французского короля Людовика XIV из рода Бурбонов от испанской принцессы Марии-Терезии — тоже Людовик. Это была последняя война подобного масштаба за трон европейского государства.

В XIX веке больше всего страдали от наследственных болезней английские короли. У Георга ІІІ (1738–1820) была порфи рия — нарушение пигментного обмена. Для нее характерны чувствительности кожи к свету, желудочными, нервными и психическими расстройствами.

Его внучка королева Виктория (1819–1901) оказалась носителем гемофилии — несвертывание крови: каждая царапина для такого человека может стать смертельной. Эта болезнь передается мужским потомкам по женской линии. У Виктории было пятеро дочерей и четверо сыновей, женившихся на представительницах разных династий. Поэтому гемофилия стала проблемой многих правящих семей Европы. Болезнь передалась сыну Леопольду, внукам и правнуки, среди которых испанские принцы и российский царевич Алексей — сын Николая ІІ.

 


 

 

Инфанта Маргарита вышла замуж в четырнадцать


Портрет сестры Карлоса инфанты (принцессы) Маргариты хранится в киевском Музее восточного и западного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко. Веласкес нарисовал его примерно в 1658-1660-ом. Несколько лет спустя ее выдали замуж за родственника — императора Австрии Леопольда I, дяди по матери и кузена по отцу. Ей было 14, ему — 26.
Слабый организм принцессы едва выдержал шесть беременностей за восемь лет. Из всех детей выжила одна дочка. Венские аристократы, для которых наследник престола был залогом стабильности страны, презирали молодую императрицу и открыто обсуждали кандидатуры новой жены Леопольда. Маргарита очень переживала из-за этого и умерла в 22 года.

Хуана Сумасшедшая год не позволяла похоронить мужа


Испанская королева Хуана Сумасшедшая сошла с ума после смерти мужа Филиппа Австрийского. Она якобы в течение года не разрешала его хоронить, возя за собой гроб. Ее дети обручились с близкими родственниками. Их внуки поженились между собой. Таким образом из восьми прадедов и прабабушек Филиппа IV семеро были потомками королевы Хуаны.

В первом браке у Филипп стал отцом восьмерых детей. Принц Бальтазар, доживший до совершеннолетия, был помолвлен со своей кузиной — дочкой сестры отца и императора Австрии Фердинанда. Но сыграть свадьбу не удалось: болезненный наследник престола простудился и умер. Оставшись без потомков мужского пола, Филипп решает сдержать слово и таки сделать свою племянницу испанской королевой — и женится на ней сам. У них было шестеро детей, среди которых Фелипе Просперо и Карлос.

 

 

 

 


 

 

В XIX–XX веках правящие династии Европы ради здоровых потомков уменьшили требования в выборе пары. За последние 50 лет связал свою жизнь с ровней только наследник княжеского трона Лихтенштейна: принц Алоиз женился на баварской принцессе Софии. Остальные выбирали простолюдинок или мелких аристократок, не являющихся их близкими родственниками.

 

 

  Монако, 1956 год. Князь Монако Ренье женился на голливудской звездой Грейс Келли.

 

  Швеция, 1976 год. Король Карл XVI Густав взял в жены Сильвю Ренату Зоммерлат, дочь немецкого бизнесмена и бразильянки.

 

  Великобритания, 1981 год. Наследственный принц Чарльз вступил в брак с Дианой Спенсер. Она родом из ответвления династии Стюартов. Виндзоры (династия Чарльза) с ними не связаны.

 

  Бельгия, 1991 год. Принц Филипп женится на Матильде Марии Кристине д"Удекем д"Акоз. Она родом из мелких французских дворян и польской шляхты.

 

  Нидерланды, 2001 год. Принц Виллем-Александр вступает в брак с Максимой Соррегьета Cеррутой, дочерью экс-министра сельского хозяйства Аргентины времен диктатуры.

 

  Норвегия, 2001 год. Избранницей кронпринца Хокона становится разведенная мать-одиночка Метте-Марит Тьессем Хейби.

 

  Дания, 2004 год. Кронпринц Фредерик женился на австралийкой Мэре Элизабет Дональдсон, чьи родители в 1960-х эмигрировали туда из Шотландии.

 

  Испания, 2004 год. Принц Фелипе вступил в брак с разведенной журналисткой Летисией Ортис Рокасоланой

Сейчас вы читаете новость «Королевские династии вымирали от генетических болезней». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть