Ексклюзивы
четверг, 11 мая 2006 17:15

Ее смерть изменила поэта

  Фрагмент панно Михаила Жука ”Черное и белое” (1914). Павлу Тычине здесь 22 года, Поле — 16 или 17 лет. Панно хранится у одесского коллекционера Тараса Максимьюка
Фрагмент панно Михаила Жука ”Черное и белое” (1914). Павлу Тычине здесь 22 года, Поле — 16 или 17 лет. Панно хранится у одесского коллекционера Тараса Максимьюка

Павел Тычина был одновременно художником, музыкантом и поэтом. Следовательно, и женщин в его жизни должно было быть одновременно много — если серьезно относиться к тому, что у всякого художника должна быть своя муза, а муза — это женщина.


Так оно и было. Павел Тычина — самый удивительный Дон Жуан в нашей литературе. Все скажут: Сосюра — да. Ну, Андрухович — легко поверить. Но Тычина! Это был Дон Жуан, которого не заметили. Поскольку он был не совсем понятен в своем донжуанстве, смешанном с донкихотством. 31-летний Тычина писал в дневнике: "У меня есть донжуанизм. Характерно: за исключением моей Весны, которая могла, казалось, понять своего Павлуся, ни одна женщина не возносила меня ввысь, а наоборот, я их из земли поднимал". Кто здесь назван "моя Весна"? Вот знаменитое стихотворение в 1915 году:

О, панно Інно, панно Інно!

Я — сам. Вікно. Сніги?

Сестру я Вашу так любив —

Дитинно, злотоцінно.

Любив? — Давно. Цвіли луги?

О, панно Інно, панно Інно

Любові усміх квітне раз —

    ще й тлінно.

Сніги, сніги, сніги?

Я Ваші очі пам"ятаю

Як музику, як спів.

Зимовий вечір. Тиша. Ми.

Я Вам чужий — я знаю.

А хтось кричить: ти рідну стрів!

І раптом — небо? Шепіт гаю?

О ні, то очі Ваші. — Я ридаю.

Сестра чи Ви? — Любив?

С юным Павлом учился в Чернигове в семинарии брат Инны и Поли Коновал. Он познакомил Павла с сестрами, и Поля стала той, кого он назвал "моя Весна". Но Павел был заворожен обеими сестрами. А кое-кто из исследователей считает, что была тогда и третья муза — Наталия, кузина тех сестер, о чем якобы свидетельствует стихотворение "Спать мене поклала Тала на дівочій руці?".

Поля вскоре бросила Павла. Он написал цикл "Панахидні співи". Эти стихотворения нашли недавно в одесском архиве Михаила Жука — художника, поэта, музыканта. Он учил Тычину рисовать. Жук знал о той любви. Знал и Полю, т.к. преподавал рисование в женской гимназии, где она училась.

В Нюсе я долго еще любил Полю

Именно тогда Жук создал панно "Черное и белое": юный Тычина — ангел со свирелью и черными крыльями, Поля — ангел с белыми крыльями. За ними — пустая земля.

А панна Инна умерла молодой, в апреле 1920-го. Тычина писал: "Умерла Нюся. Теперь уже для меня и Поля не существует. В Нюсе я долго еще любил Полю?".

Он ошибался — Поля будет существовать для него еще долго. Она вышла замуж за инженера, знакомого Тычины по Чернигову. Но в 30-х годах Поля нашла Павла в Харькове: начались аресты, она просила, чтобы Павел выручил из тюрьмы ее брата.

Потом она искала его, когда он уже жил в Киеве на тогдашней улице Ленина, а она рядом, на Чапаева. Сохранились ее записки: "Павлусь! Мне очень необходимо тебя увидеть, заходи ко мне? Я с ребенком в Киеве только вдвоем". Он был тогда официально не расписан со своей Лидой — и приходил. Дочь Поли запомнила его. Она, школьница, недолюбливала этого дядю — может, за то, что в школе зубрили его страшное стихотворения "Партія веде". Впоследствии она служила в киевском музее поэта.

Поля умерла раньше Павла. Об этом ему по телефону сказал ее муж. Тычина тогда был больной и на похороны не пошел.

Но обеих сестер вспоминал всю жизнь. Когда ему было уже 74, за два года до смерти, писал: "Где те кружочки делись граммофонные, которые мне ставили в Воронькове? Поля и Нюся (Инна), чтобы я слушал песни? О, как я их слушал! Это было в 1913 году, когда я был в гостях у Коновалов".

Но вернемся к тому году, когда не стало панны Инны.

Что делается с человеком, который считает, что любовь перестала существовать? Ему хотелось в монастырь. В Киеве есть Лида, которая давно его любит, и он не безразличный к ней. Но — не стало панны Инны? В августе 1920-го он жил сам на хуторе Дедовщина в Межгорье под Киевом. В дневнике он пишет, что там "снова захотелось одинокой жизни, беседы со всем миром, наблюдений за Лялей"?

Жена Лида называла его "девчачур"

Кто такая Ляля? Никто не знает. Но есть дневник: "Как пролопотит ножками Ляля, мне почему-то так радостно становится. Как хорошо на свете! Пастушка поет за горой, желтый цветок шмель пузатый наклоняет? Иногда такой сильной любви хочется!". Он весь светится этим — это заметно, какая-то "женщина призналась мне над Днепром. Господи, дай мне ноги быстрые, чтобы я убежать смог!".

И он поет песенку о Лиде, которая в Киеве. А на следующий день: "Увидел Лялю ? То стройное создание дороже мне за все миры прекрасные? Не знаю?".

Еще через день: "Ливень застал нас с Лялей на Виноградной горе. Вниз побежали только тогда, когда на нас и нитки сухой не было. Развалившаяся гостиница. Через окно. Сидели до полуночи. Я целовал Лялю всю, всю! Про себя отмечаю, что я вчера чище чистейших был. Интересно и страшно". Это пишет мужчина на тридцатом году жизни. Еще через день: "Ушел в берег сам, плачу".

Таких историй в его жизни немало. Жена Лида называла его "девчачур" Это означает "бабник", но так еще дразнят мальчиков, которые дружат с девочками. За что его так любили? Потому что он сохранил в себенежность — почти детскую, которую взрослые мужчины теряют. Он умел плакать, даже будучи министром.

Он умел плакать, даже будучи министром

Был случай, что он хотел снять веником паутину, но увидел там беременную паучиху и воскликнул: "Как можно, она же мать!" Как-то он рано встал, смотрит — а на книжках спит бабочка. И Тычина не смог работать, поскольку не хотел будить бабочку. Он чувствовал все, что живет, — по-особенному. Считал, что спящий кот смотрит на нас в высоты птичьего полета. А бабочка умеет читать.

Все это было серьезно. И было еще одно. Лида — та, что в Киеве ждала его изо всех странствий десять лет, и с которой они "расписались", когда ему было уже под пятьдесят, — так вот, эта Лида иногда нежно брала его зубами за ухо. Поскольку у него было особенное ухо: все голоса мира он воспринимал как музыку. Он дирижировал хором и играл на кларнете, он слышал полет далекого шара, в водопроводных трубах и клаксонах авто слышал большую терцию. И любил "гудок паровоза в квинту". Он видел струны "в глубине земли и надо мной". На старость он начал глохнуть: ухо устало слышать столько разной музыки.

Но как быть с теми его стихотворениями, за которые его не любили дети?

Здесь надо вернуться к тем дням, когда не стало панны Инны. Именно эта смерть изменила поэта. Где-то тогда он записал: "По ночам безумствую. Еще мне достанется нужды, горя, слез и смертей". И ему стало страшно. Его "всіх панів до дної ями" — тоже музыка. Но — сатанинская. Музыка злословия. Он остался ангелом, которого заставили злословить.

1891, январь — родился Павел Тычина
1902–1906 — ученик Черниговского духовного училища, пел в Троицком архиерейском хоре
1906
— вступил в Черниговскую духовную семинарию
1913 — роман с Полей Коновал
1914 в Киеве живет на квартире (ул. Кузнечная, 107), где знакомится с 14-летней Лидой Папарук, которая впоследствии станет его женой. Постоянно жили вместе с Лидой с 1934 года. Тычина умер в 1967-м, Лидия Петровна — в 1975 году

Сейчас вы читаете новость «Ее смерть изменила поэта». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть