Ексклюзивы
пятница, 23 марта 2012 10:11

Художник Николай Пимоненко судился с московским водочным магнатом

"Приводил домой то теленка, то овечку"

Летним вечером 1907-го художник Николай Пимоненко с женой шел по Крещатику из театра Николая Садовского, теперь театр оперетты возле стадиона "Олимпийский". В ушах еще звучал голос актрисы Марии Заньковецкой. Городовой разгонял цветочниц, которые торговали на улице. Художник подошел к стройной девушке.

— Откуда цветы? — спросил Николай Корнильевич.

— Цветы из Роси, господин. Ночью в Роси купались, утром водой умывались. Такие красивые, что продавать жалко, но нужно, — сказала цветочница.

Прошло некоторое время. Но с тех пор, когда Пимоненко гулял по Крещатику, все поневоле искал глазами цветочницу. И как-то таки встретил ее. Быстро подошел к ней.

— Мне нужна натурщица. Я хочу предложить вам новую работу, будете работать — тогда что-то придумаем.

С этой девушки художник нарисовал свою картину "Цветочница". Дальше позировать она не захотела и вернулась в свое село. Так Николай Пимоненко находил персонажей и сюжеты для своих картин — где угодно и когда угодно. Но больше всего в селе Малютинка возле Боярки, под Киевом. Там у художника была дача, на которой он жил значительную часть года. Вот как-то предгрозовым вечером Николай Корнильевич помог девочке загнать в стойло отару овец. А затем раскрыл альбом для зарисовок. Художник быстро работал карандашом, чтобы зарисовать, как тяжелые подвижные тучи заволокли небо, тенями бегут по земле и вот-вот взорвутся ливнем. Таким было начало его картины "Перед грозой".

Малютинских крестьян художник рисовал в маленьких альбомах, с которыми никогда не расставался. Находил своих героев в соседних домах, на шумных базарах. "Иногда приводил оттуда домой "живую" натуру — то теленка, то овечку, — писала в воспоминаниях жена художника Александра Владимировна. — Потом изображал". Наблюдал за весельем, танцами, шутками наряженной в праздничную одежду молодежи. Рисовал детей, которые пасут гусей и скот, и вообще — повседневную жизнь крестьян: сенокос, жатву, пахоту, ярмарки, свадьбы, сватовства, проводы рекрутов, гадания, свидания. Автор "Черного квадрата" художник-авангардист Казимир Малевич, увидев его картины на выставке в Париже, сказал:

— Я еду в Киев. Познакомлюсь с Пимоненко. Это чудо! Столько мольбертов, на каждом — жизнь Украины.

Его картины объездили всю Российскую империю, огромными тиражами расходились открытки с репродукциями полотен Николая Пимоненко. Одна из них с картиной "Домой" в 1908-м бросилась в глаза московскому водочному фабриканту Николаю Шустову. На ней — горький пьяница, который еле дотащился до своего двора. У дома ожидает жена с палкой, а на завалинке сидит пес и наблюдает, что будет дальше. Шустов как раз запускал выпуск новой водки — "Спотыкач" — и никак не мог определиться с этикеткой. А тут открытка — прямо в тему. И фабрикант дал репродукцию картины на этикетку к бутылке водки.

Николай Пимоненко вскоре получил письмо из Москвы от коллег-художников из художественного объединения Общество передвижных выставок. "Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали "передвижники". — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины "Додому" Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв "Спотыкачъ" дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной..."

На следующий день Николай Пимоненко отправился из Киева в Москву. Шустов клялся: никакой картины "Домой" он в глаза не видел, о художнике Пимоненко никогда не слышал, потому что ни на какие выставки отроду не ходит. Ему просто понравилась открытка. Но раз появился автор рисунка на ней, то он готов заплатить сколько надо. Пимоненко денег не захотел и подал на фабриканта в суд. Тот вынес вердикт — Шустов должен покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки "Спотыкача".

184

картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом Николая Пимоненко представили на посмертной выставке художника в Петербургской академии искусств в 1913 году. Всего создал более 700 живописных и графических композиций. В 1891-м за картины "Свадьба в Киевской губернии" и "Утро Христова Воскресенья" получил звание почетного вольного художника Академии искусств.  С 1904-го — академик.

В 1909 году за картину "Гопак" наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картину приобрел музей в Лувре. Николай Пимоненко принимал участие в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. Был почетным членом нескольких зарубежных обществ и академий. Делал иллюстрации к поэмам Тараса Шевченко "Причинная", "Утопленная", "Русалка", "Черница Марьяна". Оформлял оперу Николая Лысенко "Наталка Полтавка".

 

1862, 9 марта — Николай Пимоненко родился в предместье Киева — на Приорке в семье мещанина, резчика по дереву и владельца иконописной мастерской. С 12 лет ездил с отцом, который расписывал сельские церкви на Киевщине, растирал ему краски, грунтовал доски. Вскоре тоже начал делать пейзажные и портретные зарисовки. Отец отдал его в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.

1876 — основатель и директор Киевской рисовальной школы Николай Мурашко уговорил мецената Николая Терещенко принять Пимоненко в школу бесплатно. В 1880-м признан лучшим учеником и зачислен в штат репетитором. По окончании школы получил звание учителя рисования. Его экзаменационные картины принимает Петербургская академия искусств. Отец в напутствие сказал Николаю: "Видишь, как Бог тебе помогает — и талант дал, и самых нужных людей послал, чтобы таланту дать ход. Теперь, значит, жди испытаний".

1882 — поступает в Петербургскую академию искусств вольным слушателем. Учился в мастерской Владимира Орловского. Награжден двумя малыми и большой серебряной медалью. В 1884-м заболел туберкулезом, чуть не умер. Врачи посоветовали выехать на юг. Бросает академию и возвращается в Киев, устраивается в школе Мурашко. Принял участие в организации Киевского художественного училища. В 1892-м вступил в брак с дочерью Орловского Александрой. У них было две дочери и сын.

1899 — при содействии Ильи Репина стал членом Общества передвижных выставок. С 1900 года до конца жизни преподавал графику в Киевском политехническом институте, имел чин статского советника, что в армии соответствовало генеральскому званию.

1912, 26 марта — Николай Пимоненко умер в Киеве. Похоронен на Лукьяновском кладбище.

 

Сейчас вы читаете новость «Художник Николай Пимоненко судился с московским водочным магнатом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть