"Те русские, с которыми я была знакома, жили в каком-то другом, необычном для нас темпе, - пишет в автобиографии "Молчащая муза" датская актриса Аста Нильсен (1881-1972). - Мы любили их, восхищались, но нередко нас пугали особенности их темперамента. Часто бывало трудно их понять, трудно принять серьезно из-за достоевщины и толстовства. Нам казалось, что они совсем неправильно следуют этим учениям. Но они по-настоящему, от души умели прощать. Их доброта и любовь к ближнему доходила до безграничного самоотречения. У них была удивительная любовь к искусству, к прекрасному. Что касается меня, то я почти всех их любила".
Исследователи творчества актрисы считают, что под русскими имела в виду одного мужчину - на пять лет младшего Григория Хмару, уроженца Полтавы.
Они познакомились в 1922 году на домашней вечеринке в Берлине. Асте представили нескольких присутствующих незнакомцев - русских. В центре внимания был граф Алексей Толстой. Но Нильсен обратила внимание на другого - брюнета в рубашке с широким воротником и засученными рукавами. Он сидел в уголке, играл на гитаре и пел какой-то русский романс.
- Это Григорий Хмара, актер московского театра Станиславского, - объяснили хозяева.
В Советском Союзе его называли "великим". В представлении "Потоп" играл главную роль. Когда постановку увидел Владимир Ленин, захотел пойти в театр еще раз на следующий день. Два года тому назад Хмара приехал в Берлин на гастроли. Решил остаться здесь. Снялся в немой ленте "Раскольников". Немецкая пресса называла его "гениальным и эксцентричным".
Аста - разведена, имеет дочку. За ней слава лучшей драматической актрисы мирового кино. Может позволить себе сниматься, где хочет. Даже сценарий "Гамлета" для нее переписывают - главного героя делают женщиной. Но популярность приносит и дискомфорт. Свою жизнь Нильсен называет "земным адом". В Берлине из-за внимания поклонников не может появиться на улице. Даже в театре вынуждена сидеть в ложе с плотно закрытыми шторами и смотреть представление сквозь щель.
"Она - все! - так пишет об Асте Нильсен французский поэт Гийом Аполлинер. - Она – виденье пьяницы и мечта одинокого. Она смеется, словно юная девушка, так беззаботно и счастливо, а в ее глазах видится что-то, что никогда не найдет выражения в слетевших с ее губ словах. Когда в ее глазах сверкает ненависть, мы сжимаем кулаки, когда она открывает их, нам кажется, что это звезды светят".
Хмара влюбляется в скандинавку. Снимает комнату в гостинице "Астория", где живет Аста. Однако Нильсен игнорирует украинца. Цветы, украшения - ничто не действует. Однажды знакомит актрису с другом из Украины - режиссером Александром Довженко. Тот приехал в Германию на несколько недель. Завязывается роман. Перед отъездом Довженко обещает, что скоро вернется.
Как-то на вечеринке Григорий так сильно приревновал любимую к какому-то актеру, что от гнева при всем народе сломал свою гитару о колено. Потом схватил Асту с такой силой, что разорвал ее платье вместе с бельем. Это сработало. Когда Довженко в следующий раз приехал в Берлин, любимая уже была замужем.
"Именно с Григорием я сполна познала тот шквал чувств, который раньше передавала на экране", - пишет Аста. Они прожили в браке семь лет. Снялись вместе в семи фильмах. Например, в ленте 1923-го "Иисус из Назарета, царь Иудейский" Григорий сыграл Иисуса Христа, а его жена - Марию Магдалину.
Они разводятся в начале 1930-х. Тогда же начинается эра звукового кино. Для бывших супругов это - крах актерской карьеры. Хмаре мешает его сильный акцент. Он хочет вернуться в СССР - не позволяют.
Судьбу Нильсен ломает скандал. В 1933-ем ее пригласили на званый вечер для берлинских артистов. Об отказе не могло быть и речи. Асту как звезду посадили за одним столом с фюрером - Адольфом Гитлером. Министр культуры Йозеф Гебельс предложил создать для нее особую киностудию. Женщина отказалась - потому что понимала, что большинство фильмов будут пропагандистскими. На следующий же день должна была покинуть Германию. Вернулась в Данию. А там кино просто еще не существовало.
1893, 23 июля - Григорий Хмара родился в Полтаве.
1910 - начал работать в Московском художественном театре, которым руководил Константин Станиславский. Через пять лет - первая роль в кино, в фильме "Великий Магараз". В целом снялся в 52 лентах.
1920 - вместе с театром гастролировал по Германии. Решил не возвращаться на родину. В Полтаве оставил первую жену - актрису Фаину Шевченко. Через четыре года женился на немецкой актрисе датского происхождения Асте Нильсен. Вместе прожили семь лет.
1933 - поселился в Париже. Его новой подругой стала на 25 лет младшая актриса русского происхождения Лиля Кедрова. Вместе выступали в кабаре. Ставили экзотические номера. Например, во время исполнения песни "Две гитары" Хмара вдруг хватал Лилю за волосы, она вырывалась и начинала танцевать. "Я считала Хмару безумцем, но актером он был, что бы там ни говорили, замечательным", - пишет о нем певица Людмила Лопато.
1970, 3 февраля - умер в Париже. Доживал с журналисткой русского происхождения Верой Вольман.
Комментарии